10 июня закончилась десятидневная забастовка пилотов и техслужащих французской авиакомпании «Air France». Любители футбола, зрелищ и летнего туризма могут спокойно умножать свое присутствие в Париже.
По самым приблизительным подсчетам, забастовка принесла убытков на полтора миллиарда французских франков (500 миллионов гривен). Как минимум, ибо не все профсоюзы и не все пилоты согласились на окончательный мир с руководителями компании.
«Air France» - одна из старейших и, похоже, самых дорогих авиакомпаний в мире. К тому же, до недавнего времени она оставалась государственным предприятием, со всеми отягчающими последствиями для французского государственного бюджета.
Чуть меньше года назад социалистическое правительство страны во главе с Лионелем Жоспеном, скрепя сердце, согласилось на частичную приватизацию компании. Иного выхода просто не было: предприятие стало не в меру убыточным.
Руководство разработало двухуровневую систему зарплат, согласно которой вновь нанятые пилоты остаются на тех же самых ставках до семи лет (тогда как до приватизации их заработки повышались пропорционально выслуге лет). Пилоты со стажем в зарплате должны были потерять где-то по 40 тыс. франков в год (13 тыс. гривен), но получить в порядке компенсации акции приватизируемого предприятия. Идея авиаторам пришлась категорически не по вкусу.
Как правило, более чем сложно сравнивать Украину и Францию. Однако именно этот конфликт дарит нам такую редчайшую возможность. Госсектор, тем более привилегированный и возведенный до уровня национальной гордости, не соглашается принимать резоны государственной экономии за свой счет. Вспомним философию шахтерских забастовок.
Французские руководители почти сумели договориться с забастовщиками. Почти - потому что несколько мелких профсоюзов работников компании не согласились на перемирие и призывают возобновить акцию протеста. Сегодняшний компромисс выглядит таким образом: правление «Air France», при поддержке правительства, отказалось от принудительной раздачи акций в обмен на уменьшение зарплат, как и от двухуровневой системы оплаты. В свою очередь, самый крупный профсоюз авиаторов уступил в вопросе с зарплатами новонанятых пилотов. Впереди - новая серия тяжелейших переговоров «по деталям».
Напоследок - о том, что пока остается в области несопоставимого, если говорить о способах решения производственных споров во Франции и в Украине. Обязательные элементы французских забастовок - сами служащие, руководители и многочисленные профсоюзы, адвокаты обеих сторон, все - с тарифными сетками в руках. Даже самое несговорчивое правительство не может без повода выкинуть госслужащих на улицу, а руководство предприятия - самовольно и не вдаваясь в объяснения урезать зарплаты. Поскольку наработаны целые системы штрафов, с которыми умнее не завязываться. Приходится договариваться по-цивилизованному. От оценки деятельности наших профсоюзов и состояния тарифных соглашений, думаю, корректнее воздержаться.