Система производства и распределения сахара требует решительных изменений
На фоне начала сезона переработки сахарной свеклы с прискорбием приходится констатировать, что сахарная отрасль отечественного агропромышленного комплекса продолжает балансировать на грани кризиса. Государство, взявшееся было регулировать отношения в сфере производства и торговли сахаром, на глазах сдает свои позиции, ничего не противопоставляя провозглашенному, но не воплощенному принципу государственного регулирования. Между тем отрасль, ввергнутая в пучину стихийного рынка, идет ко дну.
Сладкие воспоминания
А ведь сто лет назад только в той части Украины, которая входила в состав Российской империи, уже работали 153 сахарных завода, ежегодно выпуская 23 млн. пудов сахара, - не говоря уже о том, что лишь за счет торговли сахаром к концу прошлого века Киев вырос из сугубо мещанско-ремесленного города в «сахарную столицу» не только общероссийского, но и общеевропейского масштаба. На закате советской империи 192 сахарных завода Украины принимали 42-43 млн. тонн сахарной свеклы и выпускали до 5 млн. тонн сахара ежегодно. Однако уже в 1995 году производство сахара составило 3,5, в 1996-м - 2,8 млн. тонн. Таким образом, от былого процветания отрасли не осталось и следа.
Кто виноват
Столь существенный спад производства объясняется, однако, вовсе не нерадением производителей. Гиперинфляция, сожравшая в один присест оборотные капиталы большинства промышленников (и сахароваров в том числе), породила так называемую давальческую схему - понятие, не переводимое ни на один язык. Суть ее заключается в том, что колхозы, выращивающие сахарную свеклу, поставляют ее на сахарные заводы без какой бы то ни было оплаты за переработку: по получении продукции завод оставляет себе часть произведенной продукции в качестве оплаты, остальное же возвращает колхозу. Как правило, раздел продукции между производителем и переработчиком свеклы производился в соотношении 70:30.
С учетом того, что сахар был и остается одной из самых ликвидных видов сельхозпродукции, колхозы и заводы самостоятельно реализовывали принадлежащий им товар. Да вот незадача: заводы должны при продаже сахара хоть как-то покрыть расходы на его производство, ибо других источников дохода не имеют, а платить налоги, зарплату и проч. хоть изредка, но должны. В то же время колхозы при реализации сахара о прибыли, как правило, не думают: теоретически многопрофильное производство позволяет покрывать убытки от реализации одного вида продукции за счет прибылей от другого, практически же в условиях круглогодичного производственного цикла и хронического безденежья крестьяне вынуждены использовать сахар в качестве скорее платежного средства, нежели источника доходов.
Таким образом, в Украине возникло два рынка сахара: «заводской», где товар не может быть продан ниже себестоимости (сахарозаводчики считают таковой показатель в $533-540 за тонну), и «колхозный», где товар реализуется в счет оплаты труда, по бартеру в соответствии с причудливыми коэффициентами соотношения «ГСМ - сахар», «техника - сахар», «удобрения - сахар», а если и продается за «живые» деньги, то не по себестоимости, а почем купят. Понятно, что в таких условиях «заводской» сахар становится неконкурентоспособным, а деятельность самих предприятий обессмысливается, ибо работают они вот уже много лет себе в убыток.
Что делать?
Под разговоры о необходимости в корне менять ситуацию агония сахарной отрасли длилась долго. Скорее всего решение вопроса было ускорено постановлением правительства РФ № 417 от 11 мая с.г., согласно которому северный сосед ввел 25-процентную таможенную пошлину на украинский сахар. Под угрозой вытеснения украинского сахара с российского рынка (в советские времена Россия ежегодно потребляла 1,7 млн. тонн украинского сахара, в последние годы - 1,1 млн. тонн при общей годовой потребности 5 млн. тонн и собственном производстве 1,7 млн. тонн в год) судьба отечественного сахарного рынка оказалась незавидной: его объем не превышает 1,5 млн. тонн в год. Но поставки из Украины уже давно лихорадили российский рынок: себестоимость производимого в России сахара - около $680 за тонну (на сегодня оптовая цена сахара в России составляет $715), тогда как более 10 000 мелких и крупных экспортеров из Украины буквально завалили страну дешевым (практически по $450 за тонну) сахаром.
Этот шаг российской стороны, бесспорно, нельзя не признать смелым. Хотя мировые цены на сахар намного ниже украинских (около $300-310) за счет того, что сырьем служит не свекла, а сахарный тростник, однако с бартерными сделками, по которым Россия привыкла работать с Украиной, на мировой рынок не очень-то выйдешь. Впрочем, это их проблемы, для нас же очевидно, что нет худа без добра: как уже было сказано, не в последнюю очередь под влиянием решения российского правительства в Украине перешли от слов к делу и занялись наконец регулированием внутреннего рынка сахара и процессов ценообразования на нем.
24 мая КМ издает постановление №490 «О регулировании рынка сахара». Постановление, в частности, предписывало заинтересованным министерствам, ведомствам, а также всем облгосадминистрациям «принять меры по недопущению в дальнейшем переработки сахарной свеклы на давальческих условиях», ввести с 1 сентября с.г. квоту поставок сахара на внутренний рынок в размере 1,5 млн. тонн в год, ввести так называемые минимальные закупочные цены на сахарную свеклу и оптово-отпускные - на сахар: соответственно 70 и 1190 гривен за тонну.
Разумеется, данная схема, кроме одобрения со стороны сахарозаводчиков, вызвала и вопросы других заинтересованных сторон. Куда девать сахар, который в этом году будет произведен сверх квоты и который при существующем положении дел вряд ли удастся продать за границу? Почему меры по регулированию внутреннего рынка не сочетаются с мерами по регулированию рынка внешнего - в частности, по ограничению ввоза сахаросодержащей продукции? Ведь отечественная кондитерская промышленность способна поглотить около 800 тыс. тонн сахара, а в силу многих причин потребляет теперь намного меньше. Как отреагируют на эти изменения производители сахарной свеклы, которые привыкли к расчетам «сладкой валютой» и откажутся от них только в том случае, если смогут работать иначе? Где сахарные заводы, большинство из которых давным-давно на картотеке, возьмут деньги на закупку свеклы у сельхозпроизводителей? Насколько обоснованы закупочные цены и на основании каких расчетов они сделаны?
Сразу после принятия вышеназванного постановления на вопросы автору этих строк ответил заместитель председателя Национальной ассоциации сахарников Украины «Укрсахар» Александр Петриченко. Признавая обоснованность многих вышеизложенных опасений, он в то же время подчеркнул, что правительственное решение - лишь первая попытка ввести хоть какие-то регулирующие принципы на сахарном рынке, что в процессе внедрения этих принципов необходимо держать руку на пульсе сахарного рынка и оперативнейшим образом реагировать на его изменения, что, наконец, выиграть бой можно лишь после того, как кто-нибудь в него ввяжется, и что действовать - пусть не на сто процентов безошибочными методами - все же лучше, чем дожидаться кончины целой отрасли отечественного агропромышленного комплекса, к тому же потенциально далеко не бесприбыльной.
Как показало время, вышеприведенные вопросы без ответов не останутся. К тому же, некоторые ответы можно считать само собой разумеющимися. Руководители колхозов, понятное дело, вряд ли обрадуются потере контроля над почти 70% производимого в стране сахара. Однако в том случае, если деньги за свеклу им будут выплачиваться своевременно, ничего страшного не произойдет: попросту взаиморасчеты колхозников и поставщиков ГСМ будут выведены из теневой, бартерной сферы, от которой и теперь колхозникам мало радости. Ведь если еще несколько лет назад за 1 кг сахара поставляли 2 кг дизельного топлива или 1,65 кг бензина, то весной текущего года коэффициент обмена сахара на солярку составлял 1,1, что с учетом рыночных цен на ГСМ приводило к тому, что фактически солярка обходилась колхозам в 96 копеек за килограмм. А на сегодня коэффициент обмена сахара на дизтопливо составляет 2:1, цена солярки по бартеру - аж 2 гривни за килограмм.
Другие проблемы руководители сахарных заводов пытаются решать сами. В частности, российско-украинскими экспертными рабочими группами уже подготовлены проекты межправительственных договоренностей о ежегодных поставках украинского сахара в Россию в объеме 1,1 млн. тонн по цене около $533. Кроме того, как утверждает руководство Национальной ассоциации сахарников Украины, возможно получение кредита Эксимбанка США под гарантии правительства Украины в размере $300 млн. в рамках проекта «Поставка нефтепродуктов на сахарные заводы Украины». К тому же не так давно глава правления Нацбанка Виктор Ющенко заявил о том, что НБУ готов выставить на кредитный аукцион ресурсы, необходимые для кредитования сахарных заводов...
Что не делать?
Однако все оказалось не так-то просто. Постановлением №814 от 4 августа КМ отменил пункт постановления №490, касающийся введения минимальных оптово-отпускных цен на сахарную свеклу и сахар. Мало кто сомневается в том, что это было сделано под непосредственным влиянием международных финансовых организаций и, в частности, Всемирного банка, выставившего отмену минимальных цен в качестве одного из условий предоставления Украине второго транша кредита на реструктуризацию АПК объемом в $150 млн. Украинское правительство ждет транши, как манны небесной, ибо эти деньги уже запланированы на покрытие бюджетного дефицита 1997 года и, следовательно, без них исполнять бюджет будет трудновато.
Понять заграничных кредиторов легко, тем более, что и названная в постановлении № 490 цифра вызывает вопрос: а так ли уж одинакова себестоимость продукции на всех сахарных заводах Украины? Тем более, что и сами сахаровары не скрывают того, что 27 заводов перерабатывают всего 1,5 тыс. тонн свеклы в сутки, тогда как 122 других предприятия - до 3 тыс., и что в настоящее время рассматривается вопрос о перепрофилировании или консервации 22 предприятий. Труднее понять другое: почему отменить решение, сомнительное с точки зрения расчетов, но верное в принципе (ведь идея внедрения минимальных цен продиктована абсолютно справедливым желанием прекратить практику реализации товара по ценам ниже себестоимости, каковую практику очень навряд ли допустили у себя дома представители тех самых международных финансовых организаций), почему такое решение отменить легче, чем усовершенствовать расчеты? Ведь (позволим себе пофантазировать!) если бы расчет минимальной закупочной и оптово-отпускной цены с учетом себестоимости продукции был сделан и утвержден по каждому свеклоперерабатывающему предприятию, то свеклопроизводители считали бы день и ночь, куда выгоднее отправить свеклу. Таким образом, движение товарных потоков обрело бы некоторое подобие рыночной почвы и уже не правительственный чиновник решал бы вопрос о рентабельности того или иного сахарного завода.
Впрочем, «ценовой вопрос» является в данной ситуации хоть и не второстепенным, но и не главнейшим. Самое важное - где взять деньги на закупку сахарной свеклы у производителя, если в соответствии с пунктом 1 постановления № 490 (который пока не отменен) давальческая схема расчетов воспрещается? По утверждениям руководства «Укрсахара», этот воз и ныне там. Так, в обращении к Президенту Украины, подписанном главой правления «Укрсахара» И. Рылыком и генеральными директорами областных ассоциаций и акционерных обществ по производству сахара говорится, что механизм кредитования сахарной промышленности, равно как и предложения по ограничению импорта сахаросодержащей продукции, которые следовало разработать во исполнение постановления № 490, отсутствуют до сих пор.
Горькие прогнозы
При таком положении дел вполне возможно, что никакого вмешательства в дикий капитализм сахарного рынка с чьей бы то ни было стороны не произойдет и в этом году: бартерная схема останется (тем более, что и в постановлении №490 к вопросу об этом подошли довольно хитро - ее не запретили, а лишь рекомендовали властям «принять меры по недопущению»), а кризис отрасли углубится. И тогда, увы, единственным следствием всех вышеописанных попыток навести хоть какой-то порядок в сфере производства и торговли сахаром станет лишь повышение розничных цен на него - которое уже возымело место благодаря усиленно циркулирующим слухам о грядущем повышении цен оптовых и которое уже успели ощутить на себе все, кто увлекается домашней консервацией.