Россия совершила много ужасных вещей в Украине и не только. Поэтому неудивительно, что президент Владимир Зеленский, спикер Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси, члены Сената и многие другие голоса призывают администрацию Джо Байдена признать Россию страной-спонсором терроризма.
Этот статус, который сейчас относится только к Кубе, Ирану, КНДР и Сирии, может показаться хорошим способом наказать Москву, помочь украинцам и выразить американское возмущение. Но это не так, – пишет в статье для Washington Post эксперт по международному праву Юридической школы Университета Вандербильта Ингрид Брунк Вюрт.
Она объясняет, что статус государства-спонсора терроризма - это не символический жест, предназначенный наказать страны, которые плохо себя ведут. Это юридический пусковой механизм, встроенный в сложную нормативно правовую базу. Последствия запуска этого механизма не просто определить или распутать.
«В случае России некоторые из этих последствий могут оказаться вредными для интересов Украины и США. Они могут даже помочь России», – отмечает автор.
Статусы – вещь сложная. Но признание страны спонсором терроризма оказывает влияние на две общие сферы права: на внутренние судебные процессы и санкции. В случае первого иностранные государства пользуются иммунитетом перед судами в США как на уровне отдельных штатов, так и на федеральном. Существуют ограниченные исключения, в частности, для дел против государств-спонсоров терроризма.
Предложения включить Россию в список спонсоров терроризма основаны на поведении Владимира Путина во время Второй Чеченской войны, а также войн в Грузии, Ливии, Сирии, Судане и Украине. Таким образом, Россия уже не будет пользоваться иммунитетом по делам против нее, возбужденным из-за преступлений, совершенных во всех этих странах за целые десятилетия.
«Но здесь есть загвоздка: иски принимаются только от очень ограниченного количества истцов, а именно от граждан, правительственных служащих и военнослужащих США», – объясняет автор.
В случае победы истцы могут добиться исполнения приговоров за счет замороженных российских активов. Но такой процесс имел бы несколько негативных последствий. Он позволил бы американцам получить возмещение за счет замороженных активов, но не украинцам (или ливийцам, сирийцам и грузинам), которые как раз и пострадали от жестокости Путина. Также таким образом, российские замороженные активы будут истощены, хотя в противном случае они могут сыграть роль важного рычага влияния во время мирных переговоров. И эти переговоры могут обеспечить компенсацию многим группам пострадавших.
Если американские жертвы российской агрессии начнут получать выплаты за счет замороженных активов России, это может привлечь другие страны сделать то же самое для собственных граждан. Таким образом, глобальный пул ресурсов, которые можно использовать для помощи Украине, будет исчерпан.
Признание России государством-спонсором терроризма также повлияет на санкции. США, конечно, уже ввели широкий спектр жестких ограничений против РФ, в том числе приведших к дефолту по государственному долгу. Общее влияние всех санкций на российскую экономику пока не известно. Вполне возможно, что понадобятся новые, чтобы усилить давление. Но большинство санкций, которые должны быть введены в соответствии со статусом государства-спонсора терроризма, уже действуют против Москвы. В частности, это запрет военного экспорта, различные финансовые санкции и т.д.
Статус также будет иметь влияние с точки зрения вторичных санкций, которые могут ограничить торговлю и заставить глобальные продовольственные цены расти еще больше. В итоге это может подорвать глобальную поддержку усилий, нацеленных надавить на Россию. США нужны верные союзники, чтобы изолировать Кремль. Для этого понадобятся новые санкции, которые можно сформулировать так, чтобы они касались именно России, в том числе ее энергетического сектора и чиновников.
«Госсекретарь Энтони Блинкен не должен признавать Россию государством-спонсором терроризма, Конгресс должен прекратить давить на него с требованием это сделать. И Конгрессу не стоит пытаться самому принять такое решение. Важно, что призывающие к этому конгрессмены не объяснили, какие конкретно санкции будут введены, если этот статус будет присвоен России, и почему они будут полезны. Они игнорируют последствия внутренних судебных процессов. Если Конгресс хочет ввести больше санкций против России, пусть сделает это через специальные законопроекты», – призывает автор.