Папа Римский Франциск может стать инициатором налаживания отношений Ватикана с Китаем, ведь Ватикан не имел никаких официальных дипломатических отношений со страной еще с 1951 года. Франциск стал Папой в 2013 году, по стечению обстоятельств, Франциск получил «свой статус» фактически за несколько часов до того, как Си Цзиньпин стал лидером Китая. Лидеры поздравили друг друга. В следующем году, после визита в Азию, Франциск рассказал о своем желании посетить Китай, а также сказал и о том, как он молился «за прекрасный китайский народ», пишет журнал The Economist.
В сентябре 2018 года Ватикан и Китай достигли «временных договоренностей» о назначении епископов. Срок действия «соглашения» заканчивается в этом месяце. Вероятно, соглашение будет обновлено, но многие представители Католической церкви, скорее всего, будут против, ведь сейчас политика Китая стала достаточно противоречивой.
В целом, количество католиков в Китае составляет около 12 млн. Но это довольно незначительная часть людей, если учесть, что население в Китае составляет около 1,4 млрд, и, похоже, что католическая церковь в стране «не растет».
Конечно, Католическая церковь и Коммунистическая партия Китая имеют противоречивые и несовместимые взгляды на мир. Различия между ними касаются как политики, так и философии.
Соглашение в 2018 году было попыткой начать «объединение церквей». При этом, условия сделки никогда не обнародовались.
Но известно, что договоренности решили один из крупнейших споров: назначение епископов. Китай никогда не принимал епископов, назначенных «посторонними государствами», а Ватикан не признавал епископов, назначенных Коммунистической партией. Ранее епископы, назначенные Китаем, автоматически были отстранены от официальной Католической церкви.
Фактически, «тайное соглашение» позволило партии «официально» влиять на католическую церковь в стране. Китай предоставил Папе Римскому право вето на свой выбор епископов.
Однако, соглашение, все-таки не означало официального дипломатического признания Китая Ватиканом. Ведь это могло бы привести к критике касательно того, что Ватикан «предал верных католиков на Тайване».
Но, «тайное соглашение» Ватикана с Пекином привело и к подозрениям относительно того, не зашел ли Ватикан слишком далеко в своем «сближении с Китаем», который становится все более «противоречивым» в вопросах как внешней, так и внутренней политики.
К тому же, власть Пекина достаточно «агрессивно настроена» касательно представителей различных религий.
Степень индоктринации мусульман в западном регионе Синьцзяна начинает расти.
Ограничения против тибетских буддистов также усилились.
Активисты сообщают, что преследование католиков, которые отказываются от богослужений в «официальной патриотической церкви», участилось, особенно «накануне потенциального продления соглашения с Ватиканом».
Известно об инциденте в апреле в юго-западной провинции Юньнань, где власть «захватила католический молитвенный дом». Полиция сорвала все религиозные изображения и угрожала избиением тем, кто пытался ее остановить.
Политика Папы Франциска в отношении Китая вызвала критику даже у католиков, которые являются большими сторонниками нынешнего Папы.
Многие католики называют решение Франциска относительно Пекина «абсолютно непонятными».
И Коммунистическая партия Китая, и Католическая церковь являются сторонниками «тайных переговоров», и ни одна из сторон еще публично комментировала вопрос о восстановлении соглашения 2018 года, хотя 10 сентября представитель Министерства иностранных дел Китая заявил о том, что Ватикан и Китай «накопили много взаимного доверия ».
Вероятно, соглашение снова будет продолжено, хотя и на «временной основе». Но, продолжение договоренностей между Ватиканом и Пекином может представлять угрозу для католиков в Китае, резюмирует журнал.
Ранее сообщалось, что работа иностранных журналистов в Китае становится более «нестабильной».