Национальная ассамблея Республики Корея со второй попытки проголосовала за импичмент президенту Юн Сок Йолю после введения им военного положения в ночь на 4 декабря. Само военное положение упразднили уже через шесть часов после решения парламента, но последствия его введения серьезно будут влиять на внутриполитические дела страны еще в течение долгого времени.
Импичмент проголосовали: что дальше?
Президента Юна отстранили от исполнения обязанностей, а его функции исполняет премьер-министр, получивший все президентские полномочия согласно Конституции.
Теперь судьба президента в руках Конституционного суда, у которого есть 180 дней, чтобы вынести решение об импичменте. Первое заседание по этому делу было назначено на 16 декабря, и, как заявлено, «будет рассматриваться как наиболее приоритетное и внеочередное». Решение должны поддержать шесть судей из девяти. Но на сегодняшний день Конституционный суд недоукомплектован: три места, которые должны быть заполнены по квоте Национальной ассамблеи, остаются вакантными из-за спора между провластной партией и оппозицией. Традиционно каждая из партий назначала по одному кандидату, а третьего определяли консенсусом. Однако на этот раз оппозиционная партия стремилась провести два назначения в свою пользу, и из-за этого ситуация зашла в тупик. Поэтому в нынешнем составе нужно получить единодушное решение всех шести судей (правда, оппозиционная Демократическая партия «Тобуро» старается подстраховаться и пообещала назначить одного или двух судей до конца года), после чего импичмент вступит в силу. Дальше в течение 60 дней должны состояться президентские выборы. Но если не удастся получить голоса шести судей или Конституционный суд не найдет нарушения закона со стороны президента, то Юн вернется к исполнению своих обязанностей.
Очевидно, что именно на такой сценарий рассчитывает Юн Сок Йоль, который после голосования в парламенте подчеркнул, что никогда не сдастся, и пообещал «нести на себе всю критику, поддержку и поощрение и делать все возможное для страны до последнего». Накануне в своем первом обращении к народу со времени объявления военного положения он оправдал свои действия защитой Конституции и пообещал бороться с попытками сместить его с должности главы государства.
Борьба за власть и триггеры
После этого заявления 12 депутатов от руководящей партии решили поддержать голосование за импичмент. Президент отказался от предложения лидеров партии по «благоустроенной досрочной отставке», предусматривающей ограничение его полномочий в государственных и внешнеполитических делах в пользу общего управления премьер-министра и партии «Сила народа». Таким способом лидеры руководящей партии стремились удержать в своих руках процесс назначения и сроки проведения досрочных президентских выборов (оппозиция назвала их план антиконституционным продолжением мятежа), чтобы выиграть время, пока текущие судебные дела против лидера оппозиции Ли Чже Мьона вступят в силу и он не сможет претендовать на президентское кресло.
Ли проходит через четыре судебных процесса по предъявленным ему уголовным обвинениям, включая манипуляции на выборах, предоставление ложной информации, взяточничество и коррупцию. В ноябре суд вынес решение по одному из них (нарушение избирательного законодательства во время президентских выборов 2022 года) и приговорил Ли Чже Мьона к одному году тюремного заключения условно. Сейчас лидер оппозиции подает жалобу на это решение. Если же он проиграет апелляцию, то будет лишен места в парламенте и права баллотироваться на должность президента на протяжении последующих десяти лет. Таким образом партия власти могла бы избавиться от серьезного конкурента на президентских выборах, который на сегодняшний день имеет высокие шансы их выиграть
Кстати, во время президентской кампании 2022 года лидер оппозиции проиграл Юн Сок Йолю лишь 0,73%, и это стало причиной серьезного столкновения между двумя политическими лагерями, особенно после парламентских выборов 2024 года, во время которых оппозиционная партия получила большинство.
Президент Юн столкнулся с блокированием всех его инициатив (последней каплей стало сокращение бюджетных затрат на следующий год, предложенных президентом), объявлением импичмента назначенным им членам правительства, судьям и другим высокопоставленным чиновникам (за два с половиной года насчитано 22 случая). Но самой большой проблемой для Юн Сок Йоля стали требования о расследовании дел его жены, которую подозревают в манипулировании акциями, получении в подарок дорогой сумки, влиянии на принятие кадровых решений, академическом плагиате. Президент неоднократно накладывал вето на законопроект партии «Тобуро» о назначении специального прокурора.
Однако настойчивость, с которой оппозиция требовала расследования против первой леди, могла стать одним из главных факторов, из-за которого у президента сдали нервы и он решил покончить с оппонентами, объявив всеобъемлющую форму военного положения, включая закрытие деятельности политических партий, парламента и СМИ, что противоречит Конституции. В ночь на 4 декабря, по данным прокуратуры, также были выданы распоряжения об аресте 14 ключевых персон, в частности лидера оппозиции Ли Чже Мьона, спикера парламента У Вон Сика и главы партии власти Хан Дон Хуна, у которого были напряженные отношения с главой государства.
Политическое напряжение: приглушено, но не решено
Решение об импичменте временно сняло политическое напряжение, но не решило глубокий кризис, охвативший страну.
Во-первых, стремление президента остаться на должности привело к расколу внутри партии «Сила народа» между проюновской фракцией и другой частью партийцев, выступающих против этого решения. Такая позиция вредит интересам партии, которая хочет восстановить запятнанный имидж, а также тормозит процесс подготовки нового кандидата для возможных президентских выборов.
Во-вторых, в случае, если Юн Сок Йолю и удастся удержаться у власти, оппозиция снова будет добиваться импичмента и выводить людей на демонстрации, тем более что по результатам опроса, проведенного Realmeter, 73,6% респондентов поддерживают импичмент президента, тогда как 24% — против. А это приведет к дальнейшему затягиванию политического кризиса в стране.
В-третьих, оппозиция высказала намерение привлечь к ответственности премьер-министра Хан Док Су из-за его участия в пятиминутном заседании правительства, которое состоялось как раз перед началом объявления военного положения. Это делает его позицию нестабильной. Кроме того, временный статус руководства государства позволяет решать лишь текущие дела, преимущественно сосредоточившись на стабилизации политической и экономической ситуации внутри страны, тогда как насущные внешнеполитические и решения в сфере безопасности будут отложены.
В-четвертых, эрозия двухпартийного сотрудничества отражает нынешнюю тенденцию южнокорейской политической жизни, которая проиллюстрировала неспособность двух политических лагерей идти на компромисс и послужила причиной глубокой поляризации общества, разделенного по партийным вкусам. Учитывая возможные досрочные президентские выборы, противостояние между ними будет лишь нарастать.
Нынешняя ситуация в Южной Корее не только подрывает внутреннюю стабильность, но и поставила на паузу внешнеполитическую деятельность именно в тот момент, когда к власти в США приходит президент Дональд Трамп и стране нужно отстаивать свои экономические интересы в отношениях с США, а также проводить интенсивную дипломатию с новой администрацией ведущего союзника по безопасности на фоне обострения отношений с КНДР и углубления военного сотрудничества между Москвой и Пхеньяном.
Внешнеполитическая неопределенность
Зато фактор Северной Кореи стал инструментом взаимных обвинений между президентом и оппозицией. В то время как Юн Сук Йоль свое решение ввести военное положение обосновал, среди прочего, стремлением «искоренить просеверокорейские силы и защитить свободный конституционный порядок», оппозиция обвинила его в провоцировании КНДР, чтобы создать повод для введения военного положения. Так, депутат от «Тобуро» со ссылкой на якобы полученную им от военных информацию заявил, что инцидент с дроном, замеченным в небе над Пхеньяном во время разбрасывания антисеверокорейских листовок, был операцией военных РК, цель которой — создать обстоятельства для введения военного положения в стране. Официального подтверждения этой информации сейчас нет. Однако эта ситуация раскрывает слабую сторону южнокорейского политического противостояния, за которой теряется оценка настоящих угроз безопасности на Корейском полуострове, связанных с привлечением КНДР к участию в войне на стороне РФ.
Северокорейская печать отметила уязвимость общества РК и подчеркнула кризис управления со стороны «марионеточного правительства Юн Сок Йоля». Политика президента Юна послужила причиной серьезного раздражения в КНДР, потому эти события определенным образом им на руку.
Нынешняя политическая нестабильность, к сожалению, ставит под вопрос двустороннее взаимодействие между Киевом и Сеулом, прежде всего в том, что касается общего противодействия российско-северокорейскому сотрудничеству. Во-первых, в ближайшие месяцы РК будет сосредоточена на внутриполитических процессах. Во-вторых, руководящая и оппозиционная партии имеют противоположное видение внешнеполитических приоритетов.
Возможный приход в президентское кресло представителя оппозиционной партии может серьезно повернуть курс южнокорейской внешней политики, направив его на улучшение отношений с Москвой, Пхеньяном и Пекином, а это поставит под вопрос поддержку Украины. Лидер партии и ее представители выступают против предоставления Украине оружия, сравнивая это с непосредственным участием в войне, и именно они стали серьезным фактором сдерживания для президента Юна. Кроме того, они считают, что именно необдуманная политика Юн Сук Йоля привела к ухудшению отношений с РФ, а также подтолкнула Пхеньян к военному союзу с Москвой. Таким образом, Южная Корея пополнила список стран, где политическая ситуация порождает много неизвестных в и так труднопрогнозируемой геополитической среде планеты.