Об этом пишет The Economist, добавляя, что статья 7 была ответом на этот вопрос. В своей первой формулировке она появилась в Амстердамском соглашении от 1999 года. Правительствам, которые нарушали фундаментальные ценности союза, угрожали санкции, среди которых лишение права голоса. Австрия была одной из стран, которые продвигали введение статьи 7. Но в 2007 году, когда националистическая "Партия Свободы" Йорга Гайдера вошла в коалиционное правительство, Вена предстала перед угрозой испытать на собственной шкуре те наказания, которые сама же помогла разработать. Тогда ЕС не лишил Австрию права голоса, но ввел против нее некоторые символические санкции. Они не сработали, и Гайдер остался популярным.
После австрийского случая ЕС изменил статью 7, добавив стадию предупреждения перед введением санкций. Формальное предостережение требовало, чтобы объявление его поддержали четыре пятых от всех членов Европейского совета. Оно должно посылать сильный сигнал, что та или иная страна "серьезно нарушает" ценности ЕС. Введение санкций требует полной поддержки всех стран в ходе анонимного голосования.
С тех пор, как польская националистическая партия "Право и Справедливость" получила парламентское большинство в 2015 году и начала избавляться от институтов, которые ограничивали ее власть, разговоры о применении статьи 7 в ЕС стали звучать громче. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, которому тоже грозят санкции, назвал критику ЕС в адрес Польши "инквизицией". Безусловно, он будет ветировать попытки наложить санкции на Варшаву. Однако, по мнению эксперта-юриста по вопросам ЕС в Рантгерском университете Даниэля Келемена, само лишь формальное предупреждение о введении санкций уже увеличит политическое давление на "Право и Справедливость".
Издание напоминает, что Еврокомиссия пригрозила объявить предупреждение Варшаве, если ее парламент позволит правительству увольнять всех членов Верховного суда. Польша в итоге отказалась от таких планов. Но в тот же день Брюссель все же начал процедуру подготовки объявления предупреждения Польше из-за другого законопроекта, который президент Анджей Дуда подписал и который дал правительству контроль над обычными судами. Кроме наказания, предусмотренного статьей 7, ЕС мог бы также оговорить помощь, которую он передает Польше. Но это бы помогло делу в том случае, если бы все правительства ЕС открыто высказались. Однако, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон ни слова не сказали о ситуации в Польше.
Напомним, 25 июля президент Польши Анджей Дуда подписал один из трех законопроектов о судебной реформе – об общих судах. Новый закон дает министру юстиции право самостоятельно назначать и увольнять председателей судов.
В то же время Дуда заявил, что наложит вето на законопроекты о Верховном суде и Национальном совете судопроизводства, поскольку они создают прецедент чрезмерной власти генпрокурора над судами и вызывают волнения в обществе.
22 июля Сенат Польши, несмотря на протесты принял поддержанный ранее Сеймом закон о Верховном суде. Согласно закону, Верховный суд страны должен подчиняться министерству юстиции. Глава минюста сможет самостоятельно назначать председателей апелляционных и окружных судов, без консультаций с представителями органов правосудия.