Эксперты призывают США к срочному укреплению своих стратегических морских перевозок на фоне растущей активности так называемого российского "теневого флота" – сети судов, действующих вне официального судоходного сектора. Этот флот, уже представляющий риск для легальных перевозок и экологии, может быть использован Москвой для стратегических целей в военных конфликтах.
Об этом предупреждает старшая научная сотрудница Атлантического совета Элизабет Броу в статье Politico.
"Теневой флот" состоит из старых судов, принадлежащих непрозрачным компаниям, зарегистрированным в странах с низким уровнем морской регуляции, таких как Габон. До введения санкций и ограничения цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель в декабре 2022 года флот использовался преимущественно для обхода санкций в таких странах, как Иран и Венесуэла. Однако после введения санкций против российской нефти, его масштабы выросли до 17% мирового нефтяного танкерного флота.
Эксперты предупреждают, что теневой флот может стать ключевым элементом стратегических морских перевозок России. Такие перевозки являются неотъемлемой частью военной логистики, обеспечивая доставку техники, горючего и других ресурсов. Хотя владельцы этих судов, как правило, преследуют коммерческие интересы, Кремль может использовать их для поддержки своих военных операций.
По словам аналитика Рингбаккена, суда "теневого флота", уже выведенные из официального судоходного сектора, могут быть использованы в случае новых военных конфликтов.
Параллельно с этим США сталкиваются со значительными вызовами в своей системе морских перевозок. Возраст большинства судов, эксплуатируемых Транспортным командованием США, превышает 50 лет. Морская администрация США в настоящее время располагает только 92 суднами, что значительно меньше по сравнению с 2 277 кораблями в 1950-х годах. В то же время, 90% американской военной техники транспортируется в Европу именно по морю.
Американский торговый флот также уступает конкурентам: под флагом США работают лишь 3,4% мирового торгового флота (3531 судно), тогда как Китай имеет 5 997 судов и еще 842 под флагом Гонконга.
Эксперты призывают США уделить приоритетное внимание обновлению собственного стратегического морского флота, особенно учитывая потенциальные угрозы не только России, но и Китая. В то же время, важно предупредить экипажи и владельцев "теневого флота" о последствиях сотрудничества с российскими военными.
Напомним, представительница Европарламента Сандра Калниете выразила обеспокоенность относительно недостаточной эффективности санкций против "теневого флота" России. По ее словам, количество танкеров за последний год удвоилось, и сейчас они транспортируют 70% российской нефти.
Детальнее о том, как работает теневой экспорт нефти из РФ ранее рассказывали Артем Куюн и Иван Марченков.