Если Европа хочет сдержать возможную российскую агрессию, она должна лучше справляться с перемещением танков, войск и боеприпасов по континенту, заявил в интервью Politico французский высокопоставленный генерал.
"Во времена холодной войны страны привыкли перемещать военную технику — задача, которая тогда была "очень простой", но "постепенно стала очень сложной". Абсолютно необходимо вернуть военную мобильность в сознание европейцев, а для этого нам нужно практиковаться", — сказал генерал Бертран Тужу, который возглавляет новосозданное сухопутное командование французской армии в Европе.
Если Россия нападет на страну НАТО, европейским и американским солдатам нужно будет как можно скорее добраться до восточного фланга Альянса. Но нынешние препятствия для быстрого передвижения включают длительные и разделенные административные процессы по транспортировке военной техники через границы; неадекватную инфраструктуру — в том числе мосты и тоннели — для перемещения бронетехники; и нехватку транспортных мощностей, таких как железнодорожные вагоны.
В мае министры иностранных дел стран ЕС призвали столицы выполнять Обязательства блока по военной мобильности, включающие в себя обязательства инвестировать в инфраструктуру и обеспечить приоритетный доступ к автомобильному, железнодорожному и другим видам транспорта для вооруженных сил.
В июне Франция объявила, что присоединится к уже подписанному Польшей, Германией и Нидерландами соглашению о создании военного транзитного коридора. В июле Греция, Болгария и Румыния подписали письмо о намерениях по сотрудничеству в сфере трансграничной военной мобильности.
Французская армия на собственном опыте убедилась, как сложно пересекать Европу весной 2022 года, когда разворачивала батальон в Румынии в ответ на вторжение России в Украину.
Тужу признал, что улучшить военную мобильность будет нелегко, поскольку транспортные и таможенные правила в значительной степени являются национальным делом. Он хочет, чтобы политики в первую очередь сосредоточились на железнодорожном транспорте.
"Железные дороги все еще остаются наиболее практичным способом перемещения танков. Именно на этом мы должны сосредоточиться", — объяснил он.
Одна из идей состоит в том, чтобы снизить плату за использование железных дорог. Тужу сказал, что сейчас французские военные должны платить 30 миллионов евро в год, чтобы гарантировать круглосуточный доступ к межконтинентальным поездам.
Ранее официальные лица в интервью The Telegraph сообщили, что НАТО разрабатывает несколько "сухопутных коридоров" для для переброски американских войск и бронетехники к линии фронта в случае большой европейской наземной войны с Россией. Планы предусматривают, что американские войска будут высаживаться в голландских портах перед тем, как сесть на поезда, которые перевезут их через Германию и далее в Польшу.