Когда Франция развернула свои войска во главе новой боевой группы НАТО в Румынии, ее танки были загружены в поезда, готовые к отправке через весь континент, но они задержались на границе с Германией. С того времени французские чиновники любят напоминать Альянсу, что его авторитет зависит от способности быстро реагировать на угрозы, пишет The Telegraph.
"У вас нет надежного сдерживания, если россияне будут знать, что мы не можем перебросить бригаду без того, чтобы танки не задержались на границе", — сказал высокопоставленный источник в НАТО, описывая французское разочарование.
Это мнение распространяется и на высшие эшелоны руководства НАТО, которые знают, что при первом же признаке российской агрессии им придется спешить с переброской до 500 тысяч военнослужащих к восточным границам Альянса. Начиная с прошлогоднего саммита в Вильнюсе НАТО готовится к тому, чтобы 300 тысяч военнослужащих находились в состоянии повышенной готовности, а силовые структуры были созданы таким образом, чтобы обеспечить их всем необходимым для защиты Альянса. Здесь лучше подходит старая поговорка о том, что "пехота выигрывает битвы, а логистика выигрывает войны".
Железные дороги являются ключевой частью такой логистики — железнодорожные линии — самый быстрый и эффективный способ перемещения большого количества военной техники и транспортных средств между странами без перекрытия автомобильных дорог. Но перемещение войск по Европе связано со сложной бюрократической системой и нестабильной инфраструктурой — и Германия становится главным камнем преткновения на обоих фронтах.
Средства в Германии уходили на содержание боевых групп, а не на менее привлекательные логистические средства, такие как универсально совместимые железнодорожные пути, необходимые для их передвижения. Но теперь, когда война стоит на пороге Европы, изменения снова актуальны.
Таможенное оформление танков и артиллерийских гаубиц для въезда в Германию, которая считается центром европейской обороны из-за своего географического положения в самом сердце континента, часто занимает три-четыре недели, а не несколько дней, как в других странах. Дипломатическое разрешение необходимо для любого военного передвижения более 50 военнослужащих и 10 транспортных средств. Кроме того, возникают вопросы о надежности железнодорожной сети Deutsche Bahn, которая, как говорится, предпочитает перевозку пассажиров и коммерческих грузов, а не военной техники.
Хотя европейские железные дороги считаются самым эффективным способом транспортировки военной техники по континенту, существует нехватка бортовых вагонов, необходимых для этого. Deutsche Bahn имеет достаточно мощностей только для одновременной перевозки двух бронетанковых бригад, обычно состоящих из около 85 танков и сотен бронированных автомобилей.
Недавно Берлин заключил соглашение с Гаагой и Варшавой о создании нового военного коридора для облегчения транспортировки через европейские порты Северного моря на восточный фланг НАТО. Оно направлено на преодоление обременительной бюрократии, плохой инфраструктуры, например слабых мостов, и придает приоритет военным железнодорожным перевозкам, когда это необходимо.
По данным на январь ЕС потратил 1,69 миллиарда евро и выделил еще 807 миллионов евро на 38 проектов, направленных на улучшение передвижения войск. Но генерал-лейтенант Бен Ходжес считает программу ЕС несколько неудачной после того, как ее первоначальный бюджет в размере 6,5 миллиарда евро был урезан.
Напомним, что ранее журнал The Economist писал, что быстрое перемещение техники по Европе имеет решающее значение в сдерживании России. А улучшение военной мобильности в Европе стало приоритетом как для НАТО, так и для Европейского Союза.