Британский регулятор защиты данных ICO завершил свое длительное расследование в отношении компании Cambridge Analytica. Хотя, никаких значительных последствий это расследование не дало. Но все же есть реальные причины для беспокойства касательно влияния технологических компаний, в том числе социальной сети Facebook, на демократические процессы, особенно посредством использования данных пользователей, пишет британская газета The Guardian.
Для того, чтобы понять масштаб влияния социальных сетей на демократические процессы, стоит лишь взглянуть на бизнес-модель подобных технологических компаний и механизмы наблюдения за пользователями. Подобные технологические компании занимают центральную роль в цифровом обществе, и в результате этого получают мощную власть.
На выборах в США 2016 года политическая консалтинговая компания Cambridge Analytica использовала привычные методы сбора и обработки данных, чтобы предсказать политические взгляды избирателей и нацелить их на соответствующую рекламу в Facebook.
Как заключает ICO, Cambridge Analytica также сотрудничала с британской компанией Leave.EU, которая поддерживала выход Британии из ЕС на референдуме о Брекзит. Как обнаружил ICO, Cambridge Analytica имела противоречивую практику работы с данными, но существенных нарушений закона, кажется, не было. Именно поэтому трудно проследить здесь враждебное «российское вмешательство».
На самом деле, трудно однозначно утверждать, что Cambridge Analytica смогла кардинально изменить мнение избирателей с помощью своих технологических инструментов. На самом деле то, что Cambridge Analytica делала в США на протяжении многих лет было частью привычной политической агитации между партиями, и такая практика распространена во всем мире.
Существуют юридические и этические беспокойства относительно того, как микротаргетинг используется в политическом спектре.
Поскольку политическим кампаниям потенциально разрешено делить собственный электорат, разделяя избирателей на небольшие группы, и эти группы, как правило, являются временными, то микротаргетинг, который использует рекламу, достаточно трудно четко отследить.
Однако, особенно беспокоит перспектива того, что микротаргетинг может использоваться, чтобы подавить явку среди сторонников кандидатов-оппонентов. Действительно, это было частью цифровой стратегии американского президента Дональда Трампа на выборах в 2016 году. Каждый, кто ценит «здоровую демократию», должен это понимать. Но Cambridge Analytica сыграла лишь незначительную роль в кампании Трампа.
На самом деле, роль подобных политических консалтинговых компаний незначительна, Facebook сам предоставляет все необходимые инструменты для манипулирования мнениями пользователей.
Facebook много говорит о пользователях, злоупотребляющих социальной платформой, но на самом деле, «отрицательным персонажем» в данном случае является сам Facebook.
Среди многих других критических замечаний обнаружено, что рекламные инструменты помогают распространять дезинформацию. Несмотря на все попытки ввести меры, Facebook мало что сделал для серьезного решения проблем.
Бизнес-модель Facebook предполагает анализ данных обо всем, что делают пользователи, и использование полученной информации для того, чтобы рекламодатели могли ориентироваться на предпочтения пользователей. Но Facebook не единственная компания, которая этим занимается.
Сбор и обработка данных является обычной практикой получения прибыли в интернете. Как следствие, интернет теперь является машиной глобального надзора, которая подпитывается злоупотреблением персональными данными в промышленных масштабах.
Подобные компании имеют прожорливый аппетит к поиску данных пользователей для анализа. Их алгоритмы анализа данных - далеко не нейтральные инструменты. Технологические компании утверждают, что эти алгоритмы используются для поддержки активного взаимодействия пользователей с социальными платформами.
Однако, при этом, само содержание рекомендаций, которые получают пользователи, не фильтруется. Как результат, алгоритмы некоторых платформ систематически рекомендуют дезинформацию, теории заговора, неонацизм и другие неоднозначные вещи.
Это порождает вопрос о роли все более мощных технологических гигантов в нашем обществе, о противоречивых бизнес-моделях и о множестве возможностей для злоупотреблений. Хотя ситуация с Cambridge Analytica была преувеличена, все-таки, есть реальные проблемы со злоупотреблением властью, которую Facebook и другие интернет-платформы имеют над демократическими процессами.
Facebook пообещал запретить политическую рекламу в США с приближением американских президентских выборов, но это лишь краткосрочное решение. Не следует позволять частным компаниям, которые предоставляют приоритет прибыли, регулировать политические процессы в обществе.
Да, это частный бизнес, но сейчас подобные компании играют фундаментальную роль в цифровом обществе. Вмешательство необходимо для защиты общего блага. Необходимо обратить внимание на бизнес-модели цифрового наблюдения, широко распространенные нарушения конфиденциальности и, самое главное, мощность социальных сетей. Алгоритмы, которые социальные платформы используют для предоставления рекомендаций пользователям, должны быть строго регламентированы. С учетом пандемии COVID-19, которая заставляет людей большую часть своей повседневной жизни проводить в интернете, эти вопросы актуальны как никогда, резюмирует газета.