Почти полный запрет на импорт российской нефти в ЕС наконец-то ударил по нефтяным доходам России. Беспокойство, что эти доходы могли обеспечить Кремлю прибыль для финансирования войны против Украины, не оправдалось — пока. Об этом пишет Bloomberg.
Администрация США опасалась, что санкции ЕС против импорта российской нефти морским путем приведут к резкому росту цен. Большую обеспокоенность вызвал запрет на предоставление кораблей и услуг, таких как страхование и финансирование для российских грузов, движущихся в любую точку мира.
Чтобы смягчить последствия, США предложили установить предел цен на российскую нефть. Грузы, приобретенные по цене ниже предела, в конце концов установленного на уровне 60 долларов за баррель, были бы освобождены от запрета на поставку и предоставление услуг.
Но, похоже, им не стоит волноваться, по крайней мере, пока.
Последние баррели российской нефти были отправлены в порты Европы. Москва потеряла рынок для более 1,5 миллиона баррелей в день. Похоже, что до конца года РФ лишится продаж еще на 500 тысяч баррелей в день, если Польша и Германия выполнят свои обязательства по прекращению импорта нефти по трубопроводам.
Однако цены на нефть не только не взлетели, но и упали. К пятнице, 9 декабря, на пятый день запрета импорта, нефть марки Brent стоила ниже 77 долларов за баррель и ненадолго упала ниже 76 долларов. Это более чем на 14% ниже максимумов, достигнутых после того, как ограничения вступили в силу.
Цены за поставки сырой нефти упали еще больше. Ключевой российский экспортный сорт Urals торговался по цене чуть более 40 долларов за баррель в балтийских портах страны, которые остаются самым крупным рынком сбыта нефти РФ. Это примерно соответствует уровню, определенному как безубыточная себестоимость производства, но гораздо ниже предела цены в 60 долларов за баррель, введенного ЕС вместе с запретом на импорт.
Сохранение значимости балтийских портов России даже после потери Москвой европейского рынка свидетельствует о неспособности страны перенаправить нефтяные потоки. Единственный трубопровод в Китай и российский экспортный терминал на тихоокеанском побережье в Козьмино уже заполнен, и единственным способом поставки на оставшиеся в Китае, Индии и Турции последние российские рынки являются длинные морские рейсы вокруг Европы и через Суэцкий канал.
Санкции ЕС не только не создали дефицита нефти, но и привели к локальному перенасыщению этих рынков.
Огромные объемы российской нефти конкурируют с потоками от традиционных поставщиков на Ближнем Востоке и продавцы вынуждены предоставлять большие скидки, чтобы компенсировать высокую стоимость долгих путешествий, необходимых для доставки грузов из Балтийского региона.
Тем временем Европа не борется за нефть. Вторжение России в Украину, повлекшее инфляцию, рост цен на продукты питания и энергоносители, подорвало экономику стран Европы до такой степени, что мир может легко справиться с потерей российских баррелей, по крайней мере, пока.
Это может измениться в ближайшие месяцы. Китай ослабляет свои ограничения, связанные с COVID, что в конечном итоге может привести к росту спроса на топливо, сокращенного ограничениями на поездки и замедлением экономической активности. Это снова сузит рынок.
Также приближается потенциально более драматический запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов, таких как дизельное топливо. Это может подорвать нефтяные рынки, уже испытывающие нехватку транспортного топлива.
Между тем, президент России Владимир Путин грозится сократить добычу нефти в ответ на ограничение цен. При этом нефтяная промышленность РФ может принять решение за него, если она не сможет выгодно продавать нефть.
Кремль уже столкнулся с большим ударом по своим доходам от экспортных пошлин на сырую нефть. Исходя из цен на нефть с середины прошлого месяца, пошлины РФ за баррель вполне могут упасть в январе до самого низкого уровня с тех пор как пандемия COVID-19 сократила доходы в начале 2020 года.
Пока что мир хорошо справляется с перенаправлением российской нефти из Европы в Азию, а расходы, как надеются в западных столицах, ложатся на Кремль.
Напомним, 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в страны Евросоюза и начал действовать лимит цен на российскую нефть, установленный ЕС, странами G7 и Австралией. Также начал действовать так называемый страховой бойкот российской нефти – страховым компаниям запрещено предоставлять услуги компаниям, танкеры которых перевозят российскую нефть с нарушением ценового лимита.
Россия в ответ на эти санкции хочет установить минимальную цену для своей нефти, которая идет на экспорт.