Пока богатые государства дискутируют о том, как масштабно стимулировать экономическое восстановление во времена пандемии коронавируса, развивающиеся страны «строят другие планы», пишет Financial Times.
Менее развитые страны никогда не имели финансовых ресурсов, которые соответствовали бы затратам богатых государств. Но во время финансового кризиса 2008 года именно менее развитые страны предложили экономический стимул, который был почти таким же щедрым, как и экономические затраты богатых государств. Они могли себе это позволить, так как после многих лет роста у них были некоторые средства. Однако в конце концов, такие щедрые расходы спровоцировали лишь короткую вспышку роста, и в течение 2010-х годов эти страны пытались погасить долг по мере замедления своего развития.
Когда в прошлом году началась пандемия, много развивающихся стран все еще страдали от низких темпов экономического развития. Сейчас, не имея денег, чтобы оживить свою экономику с помощью стимулов, у них нет другого выбора, кроме как начать реформу, которая повышает производительность.
Исследование показало, что типичная развивающаяся страна смогла в среднем увеличить общий стимул, включая фискальный и денежный стимулы, а также кредитные гарантии - с 6 процентов валового внутреннего продукта в 2008 году до 9 процентов в 2020 году. Но это были незначительные изменения по сравнению с развитыми странами, которые смогли в три раза увеличить расходы с 10 до 33 процентов ВВП за тот же период. Фактически, богатые государства потратили на стимулирование почти в четыре раза больше, чем развивающиеся страны.
Вместо того, чтобы обсуждать большие пакеты стимулов, развивающиеся страны проводят ряд реформ для повышения производительности и других видов стимулирования развития.
Индия оказалась в центре внимания из-за протестов фермеров против прекращения защиты сельского хозяйства, но это лишь часть широких усилий, направленных на содействие развитию частной конкуренции и перевода государственных расходов на инфраструктуру.
В прошлом году Индонезия снизила налоги и регулирования, а также пересмотрела свое трудовое законодательство. Сейчас страна пытается «открыть» финансовый сектор. Филиппины сократили сравнительно высокие корпоративные налоги до более конкурентоспособного уровня.
Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты накладывают новые ограничения на государственные расходы. Саудовская Аравия и ОАЭ впервые позволяют иностранцам покупать местные предприятия и дома. Бразилия пытается восстановить контроль над своим бюджетом, среди прочего, уменьшив размер пенсий и облегчив процедуру увольнения государственных служащих, а также сокращения их льгот.
Наибольший сдвиг произошел в Китае. Несмотря на то, что стимулирующие расходы Пекина в 2008 году получили международную похвалу за "спасение" мировой экономики, полученные долги способствовали резкому замедлению роста. Сейчас Китай реагирует совсем иначе. Несмотря на то, что большинство развитых стран в 2020 году пытались выделять больше средств для стимулирования развития пострадавшей экономики, Китай, по сравнению с ними, выделил меньше, чем в 2008 году: около 9% ВВП против 13,5%.
Вместо того чтобы обещать бесконечный оборот легких денег, Центральный банк Китая начинает уменьшать свои монетарные стимулы, ссылаясь на опасность роста долга. Между тем Пекин предлагает новые амбициозные экономические реформы, включая дальнейшее открытие своих финансовых рынков для внешнего мира.
Такие противоположные реакции на пандемию показывают, что менее развитые страны имеют собственные представления об экономическом выживании. Еще в 1990-х годах, когда финансовый кризис ударил глобальную экономику, МВФ, который является основой консенсусного финансового мышления Запада, призвал развивающиеся страны, сохранять ограничения расходов и высокие реальные процентные ставки в сочетании со структурной реформой для содействия росту. Лидеры менее развитых стран были недовольны такими программами жесткой экономии.
Теперь ситуация изменилась. Отражая неокейнсианский консенсус, который царит в западных столицах, сегодня МВФ советует всем странам, как богатым, так и бедным, меньше заботиться о дефиците и щедро тратить деньги. Однако, не все развивающиеся страны обращаются за помощью к МВФ. Но много таких стран начинают кампанию структурных реформ, очень подобную той, которую предложил бы фонд в 1990-х. Финансовые рынки радуются своему прогрессу. После потерянного десятилетия фондовые рынки, что только формируются, в последнее время в некоторых вопросах кажутся более «сообразительными», чем развитые фондовые рынки. Реформы - не единственная, но веская причина.
Когда пандемия закончится, а «сладкое влияние» стимула погаснет, эффект не будет ощущаться одинаково. Скорее всего, развивающиеся страны будут наблюдать улучшение собственных перспектив роста. Развитые страны, тратя значительные средства и откладывая реформы, должны готовиться к медленному экономическому росту, потенциально обремененному долгами. Они, скорее всего, столкнутся с тем же суровым уроком, который прошли менее развитые страны после кризиса 2008 года: поспешное и необдуманное экономическое стимулирование заставит пожалеть о себе после завершения кризисной ситуации, резюмирует издание.
Напомним, в странах Европейского Союза началась массовая вакцинация от COVID-19. Аналогичные кампании в прошлом месяце начали Великобритания, Канада, США, Россия и другие страны. Однако в ВОЗ предупреждали о том, что только вакцинация не сможет остановить пандемию – в борьбе с коронавирусом потребуется «подкрепление».
Впервые вспышка коронавируса в китайском городе Ухань была зафиксирована 12 декабря 2019 года. Первыми о случаях заболевания за пределами Китая заявили власти Японии, Таиланда и Южной Кореи.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила международную чрезвычайную ситуацию из-за коронавируса, а уже 11 марта - пандемию.
Каким будет мир после пандемии, какие угрозы коронавирус несет для будущего человечества, читайте в статье архимандрита Кирилла Говоруна «Жизнь после SARS-CoV-2: Средневековье или Ренессанс?» в ZN.UA.