Новая блокада: кто душит Украину в условиях войны

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Новая блокада: кто душит Украину в условиях войны Иллюстративное фото © Getty Images

1 декабря в 16:00 по киевскому времени началось блокирование ПП Ужгород—Вышне Немецке — единственного пункта пропуска для крупногабаритного грузового транспорта (фур) на украино-словацкой границе.

Это уже третья блокада, объявленная словацкими перевозчиками из союза UNAS. Первые две прошли в ноябре, продолжались меньше суток и носили «предупредительный» характер, хотя и ощутимо повлияли на трафик: так, по данным ГПСУ, 21 ноября границу в обоих направлениях пересекли 250 грузовиков вместо стандартных 350. В отличие от первых двух, эта блокада может затянуться, если не будут найдены решения.

Как и в случае с Польшей, где события имеют прямую причинно-следственную связь со словацкими, украинскому обществу важно понимать, чего ожидать, какие требования выдвигают организаторы и кто является субъектом этих действий.

Условия блокады

Организаторы заявляют, что будут пропускать на въезд в Украину по четыре грузовика в час. Также они обещают, что беспрепятственно будут пропускать автомобили с гуманитарными и военными грузами, топливом, скоропортящимися (охлажденными) товарами и живыми животными. Автобусы и легковые авто под блокаду не подпадают.

Следовательно, если блокировщики сдержат слово, стоит ожидать пропуска на въезд в Украину 96 машин в сутки плюс все приведенные выше исключения — опять же, если организаторы соблюдут свои обещания. Учитывая, что в среднем в Украину на этом ПП въезжают 150–200 грузовиков за сутки, трафик сократится в полтора-два раза, и это при том, что со стороны ПП Вышне Немецке и так стоят катастрофические очереди.

 

Причины и требования блокады

Сами перевозчики из UNAS неоднократно подчеркивали прямую связь с польскими «коллегами» и называют свои действия акциями солидарности с блокадой в Польше. Достаточно вспомнить, что во время первой блокады 16 ноября на украино-словацкой границе поляки «засветились» непосредственно. Очень выразителен факт, что UNAS безоговорочно доверяет польским утверждениям, будто бы польские блокировщики беспрепятственно пропускают гуманитарку и другие исключения, которые обещали пропускать, хотя у украинской стороны, как и у польской полиции, — противоположный взгляд на этот вопрос.

Если в случае с Польшей даже после начала блокады требования ее организаторов приходилось выискивать на просторах Фейсбука и вылавливать из видеокомментариев, словаки заранее огласили полный перечень с подробным раскрытием каждого пункта.

Требование номер один — немедленный разрыв Соглашения между Украиной и ЕС о либерализации автомобильных перевозок и возврат к системе разрешений. Второе — исключение пустых грузовиков ЕС из требования регистрироваться в «єЧерзі» на выезд из Украины. Третье — введение реестра украинских транспортных средств по образцу Чехии. Этот пункт несколько неожиданный в контексте грузовых перевозок, поскольку по сути направлен на защиту пассажирских перевозчиков и таксистов от украинцев, работающих в Bolt или Uber.

Четвертое требование — подготовка и публикация анализа соотношения доли гуманитарной, военной помощи и коммерческого трафика в грузовых перевозках в Украину. В целом один из лейтмотивов публичных выражений UNAS — обида на то, что в Украину едет не только гуманитарная и военная помощь, а и обычные коммерческие товары. Это показывает сознательное или неосознанное, но полное непонимание ситуации войны и фактической невозможности в большинстве случаев отделить «гуманитарку» от «коммерции» в таких условиях.

Последние два требования касаются введения контроля над осуществлением украинскими перевозчиками каботажных перевозок на территории Словакии и решения проблем с микроавтобусами и другими пассажирскими перевозками, которые осуществляют украинцы (по сути снова речь идет о рынке такси).

 

Словацкие перевозчики vs словацкие перевозчики

В завершение несколько фактов о том, «кто говорит». Организатором всех блокад является словацкий союз перевозчиков UNAS — небольшая организация, созданная в 2010 году. Как и в Польше, наблюдаем в Словакии ситуацию «разделения труда» и вместе с тем конкуренции, когда «грязная работа» (но и бешеный пиар!) на границе остается за относительно маргинальной группой перевозчиков — или это польский KOPiPT, или словацкий UNAS, — в то время как крупные национальные объединения-«монстры» действуют иначе.

Так, 17 ноября крупные объединения перевозчиков из Польши, Словакии, Венгрии, Чехии и Литвы обратились с письмом в Европейскую комиссию и свои министерства транспорта, призывая немедленно отменить или существенно пересмотреть соглашение о либерализации автомобильных перевозок. При том, что крупные объединения разделяют мнение о необходимости пересмотра соглашения, они — ни польское ZMPD, ни словацкое CESMAD — ни разу не поддержали метод блокады.

Более того, в случае Словакии дело дошло до прямого конфликта и взаимных обвинений между UNAS и CESMAD. «Их (UNAS. — П.К.) нового главу избрали девятью голосами, что наглядно показывает актуальность союза», — заявил недавно президент CESMAD Словакия Павол Ичаньский. Также CESMAD прямо заявила, что не поддерживает блокаду.

В условиях бурного информационного потока сложно разобраться в тонкостях нишевой бизнес-тематики, особенно в другой стране. Но сегодня проблема грузовых перевозок вышла далеко за обычные рамки — теперь это вопрос политики высшего уровня, вопрос справедливости, а для Украины — еще и вопрос выживания.

Поэтому нужно избегать определений вроде «словацкие перевозчики» или «польские перевозчики» и различать действия небольших организаций и общенациональных объединений. Последние ведут цивилизованный диалог в деле отстаивания своих отраслевых и национальных интересов.

Другие блокируют границу и буквально душат Украину в условиях войны. С этической и юридической точек зрения это — преступление. В Украине уже зарегистрирована петиция  с требованием ввести санкции в отношении организаторов польской блокады и ведется база открытых данных компаний-участников блокады. Независимо от дальнейшего развития событий, им должен быть закрыт доступ в Украину. Теперь, похоже, пришло время аналогичных шагов и в отношении их словацких союзников из UNAS.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме