В районе взрыва «Северных потоков» в Балтийском море находился российский спецкатер SS-750, на борту которого находится мини-субмарина, сообщает датское издание Information со ссылкой на Министерство обороны страны.
Российское спецсудно находилось у труб Nord Stream за четыре дня до подрыва труб 26 сентября прошлого года. Оно предназначено для проведения операций под водой и имеет на борту мини-подлодку типа АС-26 «Приз».
Командование обороны Норвегии подтвердило, что имеет по меньшей мере 26 фотографий российского судна, сделанных датским патрульным катером P524 Nymfen, находившемся в том районе 22 сентября.
«Это невероятно интересно. SS-750 – это специальное судно, предназначенное именно для подводных операций», – объясняет шведский исследователь и разведчик Йоаким фон Браун.
Джейкоб Каарсбо, старший аналитик мозгового центра Europe, ранее 15 лет работавший в разведывательной службе Министерства обороны США, считает, что эта информация «проливает свет на то, что происходило в регионе за несколько дней до этого».
«SS-750 способно совершить такую операцию», – подчеркнул он.
Ранее сообщалось, что командование обороны Норвегии имеет 112 изображений российских кораблей в этом районе. В то же время, в ведомстве отказались предоставить доступ к фотографиям, сославшись на разведывательный характер и то, что они являются частью разведывательной работы.
Немецкое СМИ T-Online и аналитик разведки из открытых источников Оливер Александер ранее описывали, что специальное судно SS-750 было одним из шести российских военно-морских кораблей, которые могли находиться в этом районе за несколько дней до взрыва.
Они основывались, в частности, на информацию из анонимных источников и спутниковые снимки, которые показали, что SS-750 покинул Калининградский порт одновременно с судами «Александр Фролов» и SB-123.
Эти спутниковые фотографии вместе с данными автоматической идентификационной системы (AIS) указывают на то, что SS-750 вышел из Калининграда в 00:22 21 сентября 2022 года. Передатчики AIS обычно используются судами в качестве дополнений к радарам. Они посылают сигналы о названии судна, номере, направлении, осадке и скорости и, таким образом, могут использоваться для картографирования движения судов.
SS-750 шел без включенной AIS, однако система работала на буксире «Александр Фролов» при выходе из российского военного порта. Данные AIS этого судна показывают, что конвой военно-морских судов направлялся в Борнгольм, однако впоследствии система буксира также была выключена.
До сих пор существовало предположение, что SS-750 и пять других судов продолжили движение в район, где через несколько дней были взорваны трубы Nord Stream. В настоящее время командование обороны подтвердило, что SS-750 был замечен именно там.
«Это яркое подтверждение. Это судно входит в состав готовности России к подводным операциям. Теоретически, это судно вполне могло быть там по другим причинам, но быть именно в том месте в то время – это не просто так», – считает Оливер Александер.
С ним соглашается и Йоаким фон Браун, работавший как в гражданских, так и в военных шведских разведывательных службах и написавший учебники о российских разведывательных службах и российской военной подводной деятельности.
«Это свидетельствует о том, что значительная часть появившейся ранее информации правдива. Упомянутая группа из шести судов – это группа, собранная именно для такого типа операций. Очень вероятно, что они участвовали в диверсионной операции», – говорит он.
Ветви газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» были взорваны 26 сентября 2022 года.
О том, кто стоит за взрывами, пока неизвестно.
Россия обвиняла США, американские и немецкие СМИ писали о «проукраинской группе», а страны Балтийского региона и Скандинавии не исключают, что к подрыву причастна сама Россия.
О том, кому выгодна диверсия на Северных потоках объясняет президент Центра глобалистики Стратегия ХХІ Михаил Гончар в статье Кто и зачем придумал, что Украина взорвала Северные потоки?.