Меркель оставляет Германию на фоне экономических проблем — NYT

Поделиться
Меркель оставляет Германию на фоне экономических проблем — NYT © Doug Peters/G7 Cornwall 2021/flickr
За время пребывания Меркель на посту Германия стала тревожно зависимой от Китая.

Канцлер Германии Ангела Меркель в свое время руководила Европой в условиях кризиса, а Германия во время ее пребывания у власти укрепилась. Но Меркель часто уклонялась от изменений, необходимых для обеспечения успеха, говорят аналитики.

За 16 лет пребывания на посту канцлера Меркель фактически стала международным «символом» спокойствия, умеренности и демократических ценностей. Сегодня Германия является одним из экономичных двигателей Европы и прочно держится даже в условиях пандемии коронавируса, но возникает вопрос: как долго продлится такая «стабильность», пишет The New York Times.

Этот вопрос возникает, когда Меркель готовится покинуть политическую сцену после выборов, которые запланированы на 26 сентября. Появились признаки того, что Германия является экономически уязвимой, теряет конкурентоспособность и не готова к будущему, сформированному технологиями и соперничеством между США и Китаем.

По словам экономистов, за время пребывания Меркель на посту Германия не смогла построить цифровую инфраструктуру мирового уровня, поспешно вышла из сферы атомной энергетики и стала тревожно зависимой от Китая как рынка для продажи автомобилей и другого экспорта.

Китайский вопрос особенно сложный. Экономический рост Германии во время руководства Меркель был в значительной мере результатом торговли с Китаем. Но в последнее время Пекин становится конкурентом в таких сферах, как промышленная техника и электромобили.

Экономисты говорят, что Германия недостаточно инвестировала в образование и в новые технологии, такие как искусственный интеллект или электромобили. Немцы платят одни из самых высоких цен на энергию в мире, потому что Меркель настаивала на закрытии атомных электростанций, не расширяя сеть возобновляемых источников энергии.

«Это будет ощущаться в Германии острее в ближайшие 10 лет», - сказал директор исследовательского института в Брюсселе Гунтрам Вольф.

На Меркель никогда не было большого давления, чтобы она сосредоточилась на фундаментальной экономической политике, поскольку немецкая экономика во время его пребывания в должности расцвела. Германия начала восстанавливаться от пандемии быстрее, чем другие европейские страны, такие как Франция или Италия.

Но пандемия также еще больше подчеркнула экономическую зависимость Берлина от Китая.

В 2005 году на Китай приходилась фиксированная доля немецкого экспорта. В прошлом году Китай обогнал США как крупнейшего торгового партнера Германии. Именно Китай является крупнейшим на сегодня рынком для немецких производителей автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW.

Меркель отказалась от своего акцента на правах человека в отношениях с правительством Китая и поддерживала глубокие экономические связи с Пекином. Она принимала китайских лидеров в Берлине, ездила в Пекин и другие города Китая, часто с делегациями немецких бизнес-менеджеров. Но экономическое сплетение Германии с Пекином сделало Берлин уязвимым к давлению президента Китая Си Цзиньпина.

В конце прошлого года, когда Германия взяла свою официальную очередь управлять повесткой дня Европейского Союза, Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон поддержали инвестиционное соглашение с Китаем даже несмотря на возражения новой администрации США под руководством Джо Байдена.

«Немецкая торговля с Китаем не нравится многим странам ЕС, но Германия явно руководит политикой блока в отношении Китая. Экономическая зависимость Германии от Китая сеет напряжение в трансатлантических отношениях», - сказала аналитик Тереза ​​Фаллон.

В последние годы Китай использует то, чему научился у немецких компаний, чтобы конкурировать с ними. Китайские автопроизводители начинают продавать электромобили в Европе. По данным компании VDMA, которая представляет немецкие машиностроительные компании, Китай стал вторым после Германии экспортером промышленной техники.

Сторонники Меркель говорят, что она помогла немецкой экономике избежать болезненных моментов. Ее острые политические инстинкты оказались ценными во время долгового кризиса еврозоны, которая началась в 2010 году и почти уничтожила валюту, которую Германия делит с 18 другими странами.

Но ее давний министр финансов Вольфганг Шойбле был также ведущим представителем политики, которая защищала немецкие банки, одновременно вводя жесткие меры экономии для юга Европы. Тогда Германия не захотела поддержать идею коллективного европейского долга - позиция, от которой Меркель отказалась в прошлом году, столкнувшись с последствиями пандемии, которая угрожала единству Европы.

Меркель также получила выгоду от реформ, проведенных ее предшественником Герхардом Шредером. Экономическая перестройка Шредера привела к резкому снижению безработицы. Но изменения были непопулярными, поскольку ослабили правила, что защищали немцев от увольнений с работы. Они открыли путь к поражению Шредера на выборах в 2005 году.

Урок для немецких политиков заключался в том, что лучше не вмешиваться в привилегии немцев, и в основном Меркель придерживалась этого правила. Много созданных рабочих мест предусматривали низкую заработную плату и имели ограниченные шансы на повышение мобильности. Результатом этого также стал рост социального неравенства, когда часть населения могла оказаться под угрозой бедности.

«За последние 15-16 лет мы наблюдаем явный рост количества людей, живущих за чертой бедности. Хотя 2010 год был очень успешным с экономической точки зрения, не все получили выгоду», - сказал экономист Марсель Фратшер.

Шойбле, будучи министром финансов, ввел фискальную дисциплину, которая отдала приоритет избытку бюджета над инвестициями. Немецкий парламент, подконтрольный партии Меркель, даже закрепил сбалансированный бюджет в законе. Но это часто приводило к тому, что Германия отставала от других стран.

С 2016 года Германия опустилась с 15-го на 18 место в рейтинге цифровой конкурентоспособности Института менеджмента и развития в Лозанне, Швейцария, который объяснил это снижение более низкой квалификацией и образованием, а также правительственными нормами страны.

По данным Министерства труда, от 40 до 50 процентов всех работников в Германии будут вынуждены «обновлять» цифровые навыки, чтобы продолжать работать в течение следующего десятилетия. Во многих немецких школах не хватает доступа к Интернету, а учителя неохотно используют цифровые средства обучения - ситуация, которая стала особенно заметной при пандемических локдаунах и дистанционном обучении.

«Технологии стратегические. Это ключевой инструмент в системном соперничестве, которое мы имеем с Китаем», - сказал политик Омид Нурипур.

Потребность Германии в модернизации стала более актуальной, поскольку проблема изменения климата стала ощущаться острее, а переход на электромобили угрожает росту немецких автопроизводителей.

Tesla уже отобрала значительную долю рынка у BMW, Mercedes-Benz и Audi, и строит завод близ Берлина. До прошлого года финансовые стимулы, которые немецкое правительство предлагало покупателям электромобилей, были значительно меньше, чем налоговые кредиты, доступные в США.

«Что очень важно для Германии как для индустриального государства, а также для Европы как места для инновации, то это симбиоз между амбициозной климатической политикой и мощной экономической стратегией», - сказала аналитик Ола Келлениус.

Руководители немецких компаний-автопроизводителей поддерживают Меркель, которая была решительным защитником их интересов в Берлине и за рубежом. Но они неявно критикуют вялую реакцию ее правительства на переход на электромобили. Хотя в Германии больше зарядных станций для электромобилей, чем в США, их недостаточно для поддержания роста спроса на электромобили.

«Рамки для перехода к автомобильной промышленности еще не завершены. Нам нужны рамки отраслевой политики, которые начинаются с инфраструктуры. Мы в экономической конкуренции с США, Северной Америкой, с Китаем, а также с другими экономически сильными странами. Нам нужна экономическая политика, которая гарантирует, что Европа будет оставаться привлекательной для инвестиций», - сказал исполнительный директор BMW Оливер Ципсе.

«После Меркель» европейские политические партии какое-то время будут сосуществовать в формате «политики наименьшего общего знаменателя». Балансирование ЕС между США и Китаем усложнится. А отделять европейскую внешнюю политику от торговли и инвестиций будет все труднее. Анализ того, как изменится политика «ЕС «после Меркель», читайте в тексте Наталии Резниковой и Владимира Панченко.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме