Китайские фирмы, работающие в разных отраслях — от производства автомобилей до пошива одежды — расширяют свое присутствие за рубежом с поразительной скоростью. Началась новая коммерческая конкуренция, говорится в материале журнала The Economist.
Расширение китайского бизнеса происходит в двух формах. Одна из них — через глобализированные цепи поставок. Прямые иностранные инвестиции китайских фирм в новые предприятия утроились в прошлом году, достигнув 160 млрд долларов. Значительная часть этих средств была израсходована на строительство заводов в странах от Малайзии до Марокко.
Менее заметным является тот факт, что китайские фирмы также нацеливаются на 5 млрд потребителей, живущих в остальных развивающихся странах. С 2016 года китайские компании, акции которых котируются на бирже, увеличили свои продажи на юге мира в четыре раза, до 800 млрд долларов, и теперь продают там больше, чем в богатых странах. Для Запада, который пытается справиться с экономическим ростом Китая, это дает неприятные уроки.
Китайский бизнес ищет возможности выхода за границу частично из-за замедления экономического роста и жесткой конкуренции на внутреннем рынке. Компании Китая подрывают доминирование действующих транснациональных корпораций везде от Индонезии до Нигерии.
Китайская компания Transsion, производитель электроники, производит половину смартфонов, которые покупают африканцы. Mindray — ведущий поставщик систем мониторинга состояния пациентов в Латинской Америке. Кроме того, китайские производители электромобилей и ветровых турбин расширяют свою деятельность в развивающихся странах.
"Расширение китайского бизнеса является результатом политики западных правительств и правительства Китая. Поскольку богатые страны устанавливают торговые барьеры для защиты от китайских товаров, таких как солнечные панели и электромобили, некоторые китайские компании пытаются обойти эти ограничения, перемещая производство в страны Глобального Юга", — пишет журнал.
Китайские фирмы, которые когда-то высмеивали за производство некачественных подделок, научились производить товары для потребителей с низким уровнем дохода так, как это никогда не удавалось западным компаниям. Китайские фирмы сейчас находятся на передовой в производстве электромобилей и аккумуляторов — именно тех отраслей, которые правительства богатых стран мира развивают у себя дома.
Представление о том, что китайским брендам не хватает глобальной привлекательности, было уничтожено такими компаниями как Shein, занимающийся производством одежды. Продажи китайских компаний на Глобальном Юге уже обогнали продажи японских транснациональных корпораций. По нынешним тенденциям они опередят европейские фирмы и сравнятся с американскими к 2030 году.
"Для того, чтобы экономики развивающихся стран получили настоящую выгоду, они должны требовать от китайских фирм нанимать больше местных работников, делиться технологиями и соблюдать местные экологические и трудовые стандарты", — отмечает The Economist.
Ранее мы сообщали, что Китай расширил ограничения на экспорт военных беспилотников после визита Кулебы в Пекин. Ведь Пекин сталкивается с растущей критикой со стороны США и их союзников из-за усиления помощи России на поле боя в Украине.