Научный сотрудник Центра Уилсона в Институте Кеннана Нина Янкович говорит, что последние три года она была на переднем крае информационной войны, в последнее время в Украине, Литве и Грузии. Она работала, брала интервью и инструктировала политиков по всему региону, и этот опыт открыл мрачную картину: Соединенные Штаты отрекаются от своего лидерства в борьбе с российской дезинформацией, говорится в ее колонке для Atlantic Council.
"Там, где мы должны устанавливать правила взаимодействия, тон и моральный компас в ответ на информационную войну в России, Соединенные Штаты были запоздалым, робким или третичным игроком, и большая часть хорошей работы наших государственных служащих в этом вопросе заблокирована внутренней политизацией. Дезинформация не является политической проблемой; это проблема демократии", - пишет автор.
Она отмечает, что помимо этой проблемы, Соединенные Штаты не вложили достаточных ресурсов, чтобы быть конкурентоспособными в борьбе с дезинформацией. Российская информационная война по-прежнему нацелена на Соединенные Штаты и союзников, а также на основанный на правилах международный порядок. Однако противодействие этому не было бюджетным приоритетом.
Как изменилась тактика и инструменты дезинформации России в Европе и Евразии за последние несколько лет?
Наблюдения из Украины, Литвы, Грузии
Автор провела весну 2019 года в Украине и Литве, которые в этом году избрали новых президентов, и Грузии, где сейчас проходят массовые акции протеста против российского влияния. Исследования Янкович показывают, что российская дезинформация стала менее очевидной за последние три года, уделяя все большее внимание частным, трудно отслеживаемым и трудным для противодействия информационным векторам.
В Украине в начале избирательного цикла СБУ раскрыла российский заговор с целью аренды украинских аккаунтов в Facebook и использования их для размещения политической рекламы. Несмотря на открытие СБУ и тот факт, что это поведение строго противоречит политике Facebook, эта монетизация влияния, похоже, продолжалась. Страницы Facebook, группы, доски объявлений и автономные веб-сайты рекламировали, что любая учетная запись Facebook старше шести месяцев и с 200 друзьями может зарабатывать около 100 долларов в месяц - около трети от средней зарплаты в Украине - просто передав свой аккаунт.
Как в Украине, так и в Литве, как и во всем мире, дезинформация распространяется на все более частные платформы, а именно "закрытые" или "секретные" группы Facebook и зашифрованные мессенджеры. Высокий уровень доверия в группах, часто организованных вокруг одной темы или с одной стороны политического спектра, ускоряет распространение низкокачественной информации и откровенной лжи, а способность социальных сетей, журналистов и исследователей отслеживать поток этой информации низкий, учитывая настройки конфиденциальности этих групп. Во всем мире группы все чаще используются для организации дезинформационных кампаний или, что еще хуже, для координации разжигания ненависти и насилия. Проблема заключается в том, что теперь Facebook стимулирует это поведение с помощью своего так называемого "централизованного управления частной жизнью", которое подчеркивает общение на более частных форумах.
В Грузии, где есть сильная оппозиция российскому правительству и высока осведомленность о российских информационных операциях, российская дезинформация передается через внутренние каналы, которые несут националистическую или традиционалистскую идею - темы, которые находят сильную поддержку в грузинском обществе и рассматриваются как противоречащие западные устремления страны. Инструменты мягкой силы, включая культурные организации и православную церковь, также предоставляют Кремлю важный вектор для оказания влияния. Такое использование внутренних образований как векторов дезинформации стало одной из тем недавних антикремлевских акций протеста в Тбилиси.
Короче говоря, возраст политической рекламы, оплачиваемой в рублях, уменьшается. Поскольку дезинформация перемещается "вглубь" и ее становится все труднее отследить и разоблачить в каждом конкретном случае, оснащение отдельных лиц является ключом к противодействию ей.
Инвестиции должны соответствовать серьезности проблемы
Россия не боится делать крупные инвестиции, как денежные, так и человеческие, в свои информационные операции. Главный редактор RT - спонсируемого государством зарубежного пропагандистского агентства России - после русско-грузинской войны, когда специальная международная пропаганда Тбилиси на англоязычных телеканалах, таких как CNN, затмила усилия Москвы по распространению своего нарратива, описала, что "это стало абсолютно всем понятно... зачем нам нужен международный телевизионный канал, представляющий страну. Это само по себе урок. И, конечно же, стали уделять больше внимания и понимать, что это стоит денег".
Это понимание, кажется, продолжилось. Запланированный бюджет RT - возможно, один из наименее эффективных видов усилий российского правительства в области информационной войны, и, конечно, лишь небольшая часть всей российской дезинформационной экосистемы, - составляет 277 миллионов долларов в 2020 году. Несмотря на внимание, уделяемое российской дезинформации в прошлом, в течение трех лет Соединенные Штаты еще не имели подобной бюджетной реализации.
"Я не выступаю за то, чтобы США соответствовали расходам российского правительства на информационную войну, и я не утверждаю, что мы имитируем ее тактику. Вместо этого мы должны вкладывать больше средств в инструменты, которые уже есть в нашем распоряжении, с прицелом на расширение прав и возможностей отдельных лиц, а не на бесконечную проверку фактов или игру в хулиганство", - пишет автор.
Расширение возможностей людей
Хотя российская дезинформация изменилась с тех пор, как она стала известна американцам, она все еще нацелена на трещины в обществах и информационных экосистемах. Для решения этой проблемы Конгресс должен вкладывать больше средств в программы, которые:
1. Научат людей ориентироваться в современной информационной среде, в том числе с помощью программ цифровой грамотности и гражданских программ. Эти программы будут не просто учить людей разделять "настоящие" и "фейковые" новости, но также помогут выбирать различные точки зрения, которая попадает в их повседневную жизнь. Программы помогут выбрать критику, которая полезна для любой демократии, и в то же время поможет вырабатывать иммунитет к теориям заговора. Наиболее эффективные программы, вероятно, будут представлены вне контекста прямого реагирования на дезинформацию в России, как например, программа IREX "Учись различать".
2. Внедрить более надежную информацию в экосистему. "Радио Свобода" и "Голос Америки" являются бесценными ресурсами в Европе и Евразии, даже в странах с, казалось бы, устойчивой медийной средой. RFE/RL и VOA представляют собой стандарт для всесторонней, основанной на фактах, беспартийной журналистики как общественного блага. Вместо того, чтобы сокращать финансирование этих усилий в Европе и Евразии, их финансирование должно быть усилено, что позволит им более эффективно конкурировать в условиях все большей переполненности СМИ.
3. Соединенные Штаты должны также инвестировать в устойчивость местных и независимых средств массовой информации. Зачастую финансируемые правительством США программы направлены на наращивание потенциала, хотя существует много отличной региональной журналистики. Например, независимые российские журналисты первыми обнаружили так называемую "фабрику троллей" в Санкт-Петербурге, а проект по освещению организованной преступности и коррупции опирается на сети местных журналистов-расследователей, которые раскрывают большие и сложные истории, такие как разоблачение Panama Papers. Независимые издания в Восточной Европе и Евразии сталкиваются с теми же проблемами, что и в Соединенных Штатах: в эпоху интернет-рекламы они борются за то, чтобы достичь своей аудитории и получить прибыль. Помочь им достичь этих целей и продолжить репортаж в течение еще одного года важнее, чем другое стандартное журналистское обучение.
4. Привлекать людей в странах, находящихся на переднем крае информационной войны, из первых уст в сфере образования и обмена опытом в Соединенных Штатах. Невозможно рассчитать отдачу от инвестиций в программы. Этот опыт более эффективен, чем любая программа проверки фактов или дезинформации; они дают участникам из первых рук взглянуть на американское управление, ценности и культуру.
Автор считает, что уже пришло время для правительства США серьезно отнестись к борьбе с дезинформацией и сделать это, отчасти, нацеливаясь на тех, кого она больше всего затрагивает. Ни одна из этих инициатив не является политической; они нацелены на то, чтобы дать людям возможность быть активными и информированными гражданами посредством инвестиций поколений в демократический дискурс, гражданское участие и правду. В конечном счете, эти рекомендации являются проявлением величайшей силы Америки: ценностей.