Недавний государственный визит премьер-министра Японии Фумио Кишиды в Вашингтон, который состоялся впервые за девять лет, стал некой неожиданностью даже для тех, кто внимательно следит за одним из важнейших альянсов в мире. Раньше во время контактов на высшем уровне стороны большей частью ограничивались общими заявлениями о ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе и именно с этой точки зрения высказывали концептуальную позицию по другим международным проблемам. В этот же раз было провозглашено, что отныне США и Япония становятся глобальными партнерами в создании «свободного и открытого международного порядка». На протяжении почти семи десятков лет отношения между США и Японией имели преимущественно двусторонний характер. В центре внимания всегда были обязательства США по защите Японии, включая поддержание ядерного «зонтика» над японскими островами. Сейчас же ситуация изменилась, и чтобы правильно оценить развитие событий, стоит немного углубиться в историю.
Во времена, когда заключали соглашения в сфере безопасности между США, Японией и другими странами Восточной Азии, главной угрозой для либерального мирового порядка был СССР. В Европе сдерживание «красной угрозы» возлагали на НАТО. В Азии создать систему коллективной безопасности было невозможно, ее заменила сеть двусторонних соглашений и военных баз США. Со временем ситуация изменилась. С одной стороны, рост влияния Китая, увеличение угрозы со стороны Северной Кореи и агрессивная политика России повысили градус напряжения вокруг Тайваня, Южно-Китайского моря, островов Сенкаку и Северных территорий. С другой — подверглась изменениям американская политика единоличного тотального доминирования. Из-за разных объективных и субъективных причин Вашингтон в течение последних лет начал формировать региональные альянсы в Азии, которые сейчас бы дополнили, а затем, возможно, и заменили имеющиеся двусторонние обязательства.
В этих условиях Япония нашла вполне эффективный путь обеспечения своих интересов, который можно назвать дипломатией кайдзен — это небольшие, но последовательные шаги, направленные на достижение целей безопасности Японии. Внешние вызовы, которые возникли перед правительством Фумио Кишиды в конце 2021 года, состояли в очевидном росте угрозы войны в Европе, консолидации власти в Китае в руках Си Цзиньпина и все более настойчивой политике Пекина в отношении Тайваня и Южно-Китайского моря, уменьшении авторитета США из-за поспешного вывода войск из Афганистана и продвижении ракетной программы КНДР. Как показало развитие событий, все эти тенденции со временем лишь заострились. В этих условиях глава правительства Японии как опытный дипломат выбрал путь маленьких, но последовательных изменений. Сначала в конце 2021 года были пересмотрены стратегические документы, которые определяют политику безопасности Японии. Позже, после начала открытой агрессии России против Украины, Япония встала на сторону Украины, совершенно правильно определив события в Европе как грубое нарушение норм международного права, направленное на разрушение либерального мирового порядка.
Соединенные Штаты, которые оказывали поддержку Украине в борьбе против агрессора, не оставили Индо-Тихоокеанский регион. Были сделаны шаги для формирования и укрепления QUAD — альянса безопасности США, Японии, Индии и Австралии, а позже возобновлен и стратегический треугольник США⸺Япония⸺Южная Корея. Стремясь помочь Вооруженным силам Украины, в 2022 году Япония пересмотрела правительственные документы, ранее прямо запрещавшие предоставлять помощь вооруженным силам других стран, а уже в 2023-м и 2024 году произошли дальнейшие изменения в политике производства и экспорта вооружений. Япония стала участницей нескольких последних саммитов НАТО, активизировала участие в международных военных учениях в Азии.
Все эти события, ранее казавшиеся эпизодическими, после визита Кишиды в Вашингтон как бы неожиданно сложились в четкую картину, позволяющую сделать вывод о формировании новой реальности, в которой США и Япония стали, как они сами определили, «глобальными партнерами для будущего». Если к этому добавить формирование рекордного бюджета Японии на оборону (52 млрд долл. фискального 2024 года) и обязательство выйти на натовский стандарт в 2% ВВП, закупку первых 400 ракет «Томагавк» и открытие новых военных баз на отдаленных островах близ Тайваня, то ситуация с «глобальностью» партнерства становится еще более сформированной. Дополнительным доказательством серьезных намерений сторон стал трехсторонний саммит при участии президента Филиппин, состоявшийся во время визита Кишиды. Именно действия кораблей береговой охраны КНР против филиппинских судов в Южно-Китайском море привели к активизации диалога безопасности Японии и Филиппин, а теперь и его развития в трехстороннем формате. Отныне к треугольнику США⸺Республика Корея⸺Япония добавился треугольник США⸺Япония⸺Филиппины. О важности этого события свидетельствует резко негативная реакция со стороны КНР.
Крайне важным элементом визита в Вашингтон стало выступление Фумио Кишиды перед обеими палатами Конгресса США, которое очень хорошо восприняли обе партии. Для нас принципиально то, что в своем выступлении премьер-министр Японии не только упомянул об Украине, но и увязал поддержку Украины с ведущей ролью, которую США должны играть в мире. Аналитики с удивлением отметили, что не США обратились с призывом к пацифистской Японии проявлять больше активности в международных делах, а наоборот, глава правительства Японии обратился с таким призывом к США. На самом деле это не удивительно. Япония пересматривает свои принципы участия в международных оборонительных проектах, и следует ожидать, что уже в этом году она начнет обслуживать корабли ВМС США и самолеты ВВС США на своей территории. Также обсуждают возможное участие Японии в проекте строительства подводных лодок для Австралии AUKUS, а разрешение на будущий экспорт совместного с Британией и Италией военного самолета нового поколения уже является частью правительственных правил по экспорту военной техники. Похоже, побеждает уверенность, что пацифизм должен быть хорошо вооружен.
Глобальное партнерство США и Японии будет касаться, конечно, не только вопросов безопасности, но и экономического развития стран и регионов, испытывающих сильное экспансионистское влияние КНР. Сейчас трудно назвать конкретные общие инициативы, кроме уже завершенного строительства заводов по производству чипов в США и Японии, но речь идет и об активной поддержке островных государств Океании, о большей координации политики в Южной Америке и Африке. Япония до сих пор ожидает возвращения Вашингтона к Транс-Тихоокеанскому соглашению о свободной торговле и остается крупнейшим иностранным инвестором в США.
Вполне очевидно, что визит главы правительства Японии в Вашингтон рассматривали в контексте предвыборных гонок, набирающих обороты в США. Общеизвестно, что бывший премьер-министр Японии Абе был чуть ли не единственным, кому удавалось поддерживать хорошие отношения с эксцентричным бывшим президентом США Дональдом Трампом. Кишиде во время визита удалось избежать персонификации своих политических вкусов и демонстрация дружеских отношений с Байденом не выходила за рамки протокольных событий. Вместе с тем его апелляция к американскому народу путем выступления в Конгрессе была направлена на важность сохранения ведущей роли США в мире безотносительно к тому, кто будет хозяином Белого дома. Создавалось впечатление, что основной месседж главы японского правительства в переводе с дипломатического языка на американский мог бы звучать примерно так: вновь сделать Америку великой можно лишь тогда, когда ее признают таковой в мире, то есть за пределами США, и что это в интересах как самих США, так и их союзников. Собственно, об этом Фумио Кишида говорил в интервью американским СМИ еще накануне визита. По его словам, контакты представителей Японии с лидерами стран Азии на протяжении последних лет подтвердили их общую обеспокоенность определенной утратой внимания США к проблемам маленьких, но очень важных островных государств на фоне очень мощного давления со стороны КНР. Одним из показательных примеров такого развития событий стало решение Республики Науру разорвать дипломатические отношения с Тайванем в пользу КНР в начале 2024 года, и это в дополнение к установлению отношений стратегического партнерства между КНР и Соломоновыми Островами в 2023 году.
Визит Кишиды в США не обошелся без провокаций со стороны РФ. Московские СМИ традиционно обвиняют Японию в выдвижении территориальных претензий к России (это об оккупированных Россией Северных территориях), но сейчас они заявили, что «раскрыли» планы об использовании Соединенными Штатами территории Японии, чтобы наносить удары по России. Вообще жалко тратить время на объяснение, почему такие «идеи» — просто часть антизападной кампании по дезинформации, которая не прекращается ни на минуту, если бы не появление в эфире американских СМИ целиком выдуманной истории о том, что Япония вроде бы просто обречена иметь ядерное оружие. В частности утверждают, что в апреле прошлого года Генри Киссинджер заявил: «Японцы имеют четкое представление о том, куда они двигаются; они двигаются к цели стать ядерным государством за пять лет».
Аргументация тех, кто подхватил это мнение, не имеющее ничего общего с действительностью, выглядит так. Роль США в мире уменьшается. НАТО уже это ощущает, и поэтому Европа ищет свои оборонительные возможности, которые пригодятся в случае избрания Трампа и дальнейшей концентрации США на собственных проблемах. То же самое будет происходить и в Азии. Кроме того, «вопрос Нарвы», являющийся яблоком раздора в Брюсселе, в совершенно аналогичном контексте есть и в Восточной Азии: неужели США будут рисковать получить ядерный удар в ответ на защиту японских островов Сенкаку (где никто не живет) от их оккупации Китаем? Во время визита в Токио в мае 2022 года президент Байден подчеркивал, что гарантии безопасности США распространяются и на эти острова. Однако же возле них расположены две дюжины военных баз КНР и всего четыре — США и Японии. Поэтому у Японии вроде бы нет другого выхода, кроме как самостоятельно разработать ядерный щит, чтобы не зависеть от прихотей Вашингтона.
Конечно, такие спекуляции не имеют и не могут иметь ничего общего с настоящими намерениями Японии. Эта страна в течение десятилетий является флагманом борьбы за ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия. Три ядерных принципа (не владеть, не разрабатывать, не размещать) остаются неизменными, и невозможно представить, что может повлиять на их пересмотр. Япония ищет другие способы защиты от возможных ракетных атак и делает это весьма успешно, но ядерное оружие даже теоретически нельзя рассматривать как фактор сдерживания. Так что стоит оставить Киссинджера в покое, он и без того сделал достаточно, чтобы нынешний мир вспоминал его незлым тихим словом. А для нас важен вывод: крепкий альянс США и Японии — в интересах Украины.