Для того, чтобы избежать катастрофических последствий изменения климата, ЕС активизирует свои усилия по декарбонизации европейской экономики. Недавно блок запустил свой пакет мер по уменьшению выбросов углерода на 55 процентов ниже уровня 1990 года до 2030 года. Цель очень масштабная, но важная. Блок фактически создал первый политический пакет, который соответствует масштабам вызова, но реализацию этой цели ждет много препятствий, пишет Financial Times.
План в значительной мере опирается на налоги на углерод, включая самые «загрязняющие» сектора экономики и виды деятельности, включая авиацию, судоходство и строительство. Это может быть правильный подход. Налоги на углерод могут стать одним из самых дешевых и эффективных путей к декарбонизации, создавая стимулы для сокращения выбросов там, где это сделать проще, а также стимулируя развитие зеленых технологий.
Брюссель предлагает придерживаться строгих «углеродных стандартов» относительно транспорта, планируя к 2035 году остановить продажу новых транспортных средств, использующих бензин. Также блок планирует расширить восстановления лесов.
Этот комплексный подход имеет шансы на успех. Но, как и ожидалось, план ЕС столкнулся с сопротивлением со стороны бизнеса. Решение проблемы изменения климата требует трансформации производственной структуры. В экономическом и политическом плане это могут сделать комплексные действия одновременно на многих фронтах, то есть необходимо «заставить» все группы интересов объединиться.
Самые громкие критики плана ЕС - это те бизнес-сектора, которые не смогли подготовиться к энергетическому переходу. Однако именно решительные действия будут полезными для европейского технологического развития.
Но политика остается слабым местом по внедрению климатических планов. Сейчас климатические планы ЕС - это фактически только предложения, вокруг которых будет много дискуссий, прежде чем они станут обязательствами с юридической силой. Теперь национальные правительства должны поднимать ставки. Государства-члены могут законно бороться за свои интересы. Препятствия только сделают реализацию планов болезненной и сыграют на руку евроскептикам.
Важно также успокоить людей, которые могут больше всего почувствовать на себе рост затрат на топливо. Европейская комиссия мудро предлагает фонд для поддержки и помощи людям, чтобы они смогли перейти на экологичные технологии. Но может потребоваться гораздо больше усилий.
Решение глобальной стороны климатической политики является жизненно важным. В частности, тарифы на углерод вряд ли понравятся другим странам, которые не входят в состав блока. ЕС настороженно относится к третьим странам, не имеющим собственной амбициозной климатической политики. Но лучшей стратегией будет «принятие других на климатический борт».
Накануне климатической конференции COP26 нужно провести много дипломатической работы. Недавнее сближение ЕС и США по климатической политике должно расширяться, а богатые государства могли бы активнее помогать развивающимся странам бороться с климатическим кризисом. Если Европа преуспеет с этой инициативой, ее примеру могут последовать другие страны. Промышленность нужно подталкивать к экологическому пути, резюмирует издание.
Сильные штормы и наводнения вследствие обострения климатического кризиса активизировали переселение людей. В частности, изменение климата повысило внутреннюю миграцию населения стран до рекордных показателей во всем мире. В последнее время люди чаще покидают свои дома из-за климатического кризиса, а не из-за эскалации военных конфликтов.
Проблема изменения климата становится все более серьезной. Серия сильной засухи в Европе с 2014 года является наиболее критической за последние две тысячи лет.
Исследование проанализировало кольца деревьев начиная со времен Римской империи. Ученые заявили, что глобальное потепление является наиболее вероятной причиной недавнего роста температуры и экстремальной жары.