Gazeta Wyborcza: Почему правительство Польши борется с зерном из Украины и закрывает глаза на нефть и газ из России?

Поделиться
Gazeta Wyborcza: Почему правительство Польши борется с зерном из Украины и закрывает глаза на нефть и газ из России? © pixabay.com
Польское издание указывает на истинную причину падения цен на зерно в стране, объясняя, почему импорт из Украины здесь ни при чем.

Премьер-министр Матеуш Моравецкий объявил на портале X, а затем и в телевизионном обращении, что Польша сохранит эмбарго на украинское зерно.

«Поляки поступили так, как и должны были», - сказал он о польской реакции на начало российского вторжения и о помощи Украине, цитируя при этом тайное послание из тюрьмы 18-летней Дануты Седзикувны, которую убили коммунистические спецслужбы в 1946 году.

Однако само правительство не вело себя «так, как должно было» ни в зерновом вопросе, ни в вопросе импорта сырья из России, - пишет Gazeta Wyborcza. Премьер-министр Матеуш Моравецкий не сказал ничего нового и речь носила предвыборный характер. В своем выступлении глава польского правительства также атаковал Еврокомиссию и компании, которые «любой ценой хотят заработать на украинском зерне».

«Большой международный аграрный бизнес и олигархи хотят зарабатывать деньги за счет польского фермера. Экспорту и транзиту в Африку и Азию – да, расшатыванию польского рынка – нет», - сказал Моравецкий.

«Премьер-министр не хочет вспоминать, что именно польское правительство разрешило широкий поток зерна из Украины в Польшу после начала войны, а по оценкам экспертов – и еще раньше. Именно в этом следует искать причины нестабильного рынка зерновых и другой сельскохозяйственной продукции и опасений фермеров, а не в низких закупочных ценах», – комментирует польская газета.

Опасения фермеров не следует преуменьшать, в конце концов такие страхи тревожат не только Польшу, но и другие страны, такие как Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария. Но сами только обиды на общий будущий европейский рынок (после вступления Украины в ЕС) не помогут делу.

В ответ на заявления Моравецкого во вторник премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил, что намерен обратиться во Всемирную торговую организацию (ВТО) по поводу запрета на импорт зерна в Польшу. С украинской стороны раздается возмущение эгоцентричным поведением Польши.

«Несмотря на войну и российскую блокаду наших портов, Украина выполняет свои обязательства как в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, так и в рамках права ВТО. Мы не намерены вредить польским фермерам. Мы очень благодарны полякам и польским семьям за поддержку. Однако, в случае нарушения торгового права в интересах политического популизма перед выборами, Украина будет вынуждена обратиться в арбитраж ВТО за компенсацией за нарушение норм Генерального соглашения по тарифам и торговле», – говорится в сообщении Шмыгаля.

Дипломаты в Брюсселе также убеждены, что поведение польских политиков продиктовано предвыборной кампанией.

«Рассмотрение дела в ВТО будет долгим и неясно, будет ли оно успешным. Но это плохо отразится на отношениях между двумя странами, которые и так в последнее время были прохладными. Появляется все больше признаков того, что Киев ассоциирует себя в мировой политике с Парижем, Берлином и Вашингтоном, обходя Варшаву», – пишет Gazeta Wyborcza.

Издание также отмечает, что низкие цены на зерно, на которые жалуются фермеры в Польше, это результат того, что рынок забит дешевым зерном из России. Украина, богатая плодородными черноземами, стала крупным экспортером зерновых. Ежегодно она способна экспортировать 65-70 миллионов тонн зерновых и масличных культур, таких как рапс. Для сравнения, Польша производит около 30 миллионов тонн зерновых в год.

«Поступление 2-3 миллионов тонн зерна из Украины в Польшу (такие объемы называют эксперты) не повлияло на цены. Это как со сливочным маслом, которое в 2018-2019 годах стоило 10 злотых за 200-граммовый кубик. Причиной стала засуха в Новой Зеландии и кризис для местных производителей молочных продуктов и масла», – объясняет Gazeta Wyborcza.

По данным Союза экспортеров зерна, с начала июля по 16 августа 2023 года Россия экспортировала 9,1 миллиона тонн зерна. Только пшеницы было отгружено 6,8 миллионов тонн. Это более чем на 90% превышает показатель за аналогичный период предыдущего сезона.

Когда зерно стоило дорого, оно стоило дорого во всем мире (ориентир – не польская биржа, а Парижская и Чикагская биржи). Когда оно дешевело, оно так же дешевело во всем мире.

Издание обращает внимание на то, как Варшава поступила с импортом энергоносителей. В случае с углем правительство поступило «как надо»: еще в апреле 2022 года ввело запрет на импорт из России почти за одну ночь. Это повлекло за собой энергетический кризис и беспокойство относительно доступности угля зимой 2022-2023 годов. Но, наконец, Польша справилась с проблемой, не финансируя при этом российскую военную машину.

«Что возмущает в контексте обращения Моравецкого, так это двойные стандарты правительства: когда фермеры подняли шум, правительство отреагировало, беспокоясь только об избирательных баррикадах», - пишет издание, напоминая, что до этого в течение 14 месяцев Варшава ничего не делала с рынком зерновых.

В июне 2022 года только министр аграрной политики Генрик Ковальчик заявил, что фермерам не стоит продавать пшеницу, потому что она станет еще дороже. Но с тех пор она больше никогда не дорожала.

«Однако, к сожалению, есть сферы, где мы постоянно выбираем для себя, какие товары из России можно импортировать, а какие нет. В течение многих месяцев –  почти года после начала войны – Orlen импортировал российскую нефть, которую мы, водители, потом заливали в наши баки», – пишет Gazeta Wyborcza.

«Мы не импортируем нефть танкерами из России», – хвасталась компания. Но правда в том, что еще в январе 30% перерабатываемой нефти на Плоцком нефтеперерабатывающем заводе поступало из России. Польша же была крупнейшим импортером российской нефти в ЕС. Даже сегодня российская нефть при содействии Orlen заливает рынок Чехии. То же касается и сжиженного газа LPG, популярного среди польских водителей.

«Польша остается крупным импортером такого газа, потому что альтернативы нет, а правительство не хочет раздражать водителей. Оно хочет, чтобы они по-прежнему могли дешево заправлять свои автомобили, несмотря на войну России против Украины», – говорится в статье.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме