В понедельник, 14 марта, министры иностранных дел стран-членов Евросоюза в ходе специального заседания обсудят разработку новой стратегии долгосрочных отношений с Россией, пишет издание "Коммерсантъ".
Подчеркивается, что данная встреча глав МИД стран ЕС не будет привязана к действиям РФ в Украине и Сирии.
"На фоне событий двух последних лет в европейских столицах пришли к выводу: при любом раскладе возвращения к отношениям с Россией в духе business as usual быть не может. Сейчас у нас толком нет никакого общего видения отношений с Россией, есть только санкции, но так вечно продолжаться не может. Нам нужен new normal - долгосрочная стратегия взаимодействия с Москвой в новых условиях", - пояснил источник "Ъ" в структурах ЕС.
Другой источник "Ъ"в структурах ЕС пояснил, что по итогам сегодняшних переговоров не ожидается никаких конкретных решений.
"Это будет своего рода мозговой штурм, результаты которого могут вылиться во что-то конкретное на следующих консультациях", - сказал он.
По его словам, в отличие от единственной схожей встречи, которая состоялась в январе 2015 года, никаких заранее подготовленных предложений со стороны Еврокомиссии не будет.
В свою очередь, по словам российского дипломатического источника "Ъ", в МИД РФ также намерены в ближайшее время "провести инвентаризацию" связей с ЕС.
"Нынешняя стадия отношений нас тоже не устраивает", - отметил собеседник "Ъ".
При этом российский дипломатический источник "Ъ" подчеркнул, что без снятия с РФ основной части санкций (введенные из-за аннексии Крыма ограничительные меры останутся надолго) перейти к какой бы то ни было "новой нормальности" не получится.
Однако, как заявил "Ъ" дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС, сейчас главное препятствие на пути "предметного разговора" о возможном смягчении санкций ЕС в отношении России - "отсутствие прогресса в реализации даже первых, казалось бы, самых простых пунктов минских договоренностей". Речь идет прежде всего о прекращении огня в зоне противостояния в Донбассе и об отводе тяжелых вооружений. По мнению собеседника "Ъ", "прекращение огня в значительной степени не соблюдается по вине вооруженных формирований Донецка и Луганска", что заставляет лидеров ЕС сомневаться в "искренности обещаний Москвы повлиять на руководство самопровозглашенных республик".
Другой европейский дипломат, представляющий страну, которую принято считать одним из главных лоббистов интересов РФ в ЕС, считает маловероятным принятие в ближайшие месяцы Брюсселем каких-либо решений, которые позволили бы существенно ослабить санкции. По его словам, против таких шагов решительно возражают США, с мнением которых лидеры Евросоюза вынуждены считаться.
Санкции против России вводились США, Евросоюзом и некоторыми другими странами (Австралией, Японией, Канадой, Норвегией и так далее) в несколько этапов в 2014 году. После аннексии Крыма США и ЕС ввели персональные санкции против политиков и других граждан России и Украины, которые ответственны за подрыв территориальной целостности Украины. Санкции более высокого уровня - экономические, были введены летом 2014 года (ряд экономических санкций США ввели еще весной), после агрессии России на востоке Украины, в Донбассе.
В конце декабря 2015 года Минфин США ужесточил санкции, ранее введенные против граждан и юридических лиц, причем, не только российских. Кроме того, Минфин ввел секторальные санкции против значительно более широкого перечня компаний.