За последнее десятилетие большинство европейских правительств изменили свою политику по отношению к Китаю, перейдя от наивного оптимизма по поводу экономической привлекательности Пекина к широкому беспокойству по поводу многосторонних угроз, которые он несет. Это резкое смещение было обусловлено увеличением знаний о реалиях Китая, растущей напористостью его лидера Си Цзиньпина, давлением со стороны Вашингтона, а также совпадением вторжения России в Украину с углублением российско-китайского партнерства.
Тем временем, европейские лидеры и чиновники активизировали свои усилия по созданию единого фронта против Китая с Вашингтоном и другими союзниками США на таких форумах, как G7. Переход к более воинственной позиции можно только приветствовать. Однако политика последних нескольких лет была быстрой и разрозненной, поскольку чиновники предприняли ряд резких шагов по всему — от китайских инвестиций до китайских студентов. Учитывая масштаб глобального вызова, который бросает Си Цзиньпин и Коммунистическая партия Китая, европейские правительства должны делать гораздо больше, чем играть в "убить крота", реагируя на угрозы со стороны Пекина в каждом конкретном случае отдельно, отмечает Politico.
В то же время существует неотложная необходимость глубже задуматься над конечными целями европейской политики в отношении Китая — и над тем, в какой степени эти цели делятся на всем континенте, а также с США и другими союзниками. США, например, больше руководствуются конкуренцией с Китаем ради собственной выгоды. Но поскольку европейские правительства давно не являются сверхдержавами, они не воспринимают Китай как экзистенциальную угрозу их глобальному положению.
Более того, президентские выборы в США в ноябре должны привлечь внимание. Если победит бывший президент Дональд Трамп, европейским правительствам предположительно придется проводить более независимую от США внешнюю политику, защищаясь от темпераментного и очень корыстного подхода Трампа. А если нынешний президент Джо Байден будет переизбран, Европа, вероятно, испытывает большее давление со стороны его администрации относительно дальнейшего усиления своей политики в отношении Китая, которая больше отвечала бы направлению движения Белого дома.
И европейцы и американцы хотели сохранить статус-кво в Азии. То есть чтобы Южно-Китайское море было открытым для всех, Тайвань сохранял свою де-факто независимость и усиливал сдерживание от возможной будущей китайской агрессии. Но существуют значительные разногласия в акцентах: американские чиновники в целом гораздо больше обеспокоены угрозой Пекина Тайваню. Кроме того, хотя американские и европейские чиновники договорились говорить об "уменьшении рисков" от Китая, а не об "отсоединении" от него в экономическом плане, Вашингтон руководствуется желанием сохранить технологическое первенство США, в то время как Европа больше сосредоточена на уменьшении зависимостей.
Снижение рисков тесно связано с проведением внутренней промышленной политики, в результате чего трансатлантические партнеры вступают в прямую конкуренцию друг с другом, а также с Китаем. Что касается многосторонней системы, европейские чиновники проявили общее желание бороться с все более эффективной дипломатией Китая в международных институциях и на глобальном юге, однако это сочетается с беспокойством европейских чиновников по поводу односторонности США.
И эти опасения лишь усугубляются из-за растущей вероятности возвращения Трампа в Белый дом. В противоположность этому, некоторые американские чиновники предупредили, что их европейские партнеры недооценивают угрозу со стороны Китая, и что они ошибаются, если считают, что многостороннее сотрудничество может быть устойчивым в фрагментирующемся мире.
"Глобальные многосторонние институции станут местом соревнования между США и их союзниками и партнерами против Китая и других нелиберальных государств", — пишет издание.
Следовательно, хотя европейские и американские политики стремятся к риторическому единству в своих подробнейших публичных заявлениях относительно Китая, им также необходимо честно говорить о своих разногласиях, чтобы их сотрудничество было эффективным, а не только символическим. И поскольку отношения между Китаем и Западом временно стабилизировались в последние месяцы, это благоприятный момент для европейцев, чтобы более тщательно обсудить долгосрочные цели своей политики в отношении Китая и пути их достижения.
Это потребует больших инвестиций в расширение европейских знаний о Китае в правительстве, бизнес-сообществе и обществе в целом. Европа также должна задавать сложные вопросы о желаемой "конечной цели" своей политики в отношении Китая. Какую роль Китая европейцы готовы принять в мире? Какие секторы европейской экономики действительно уязвимы к китайскому принуждению, какой будет цена уменьшения этой уязвимости, и кто заплатит за это? И наконец, какую роль может сыграть горстка европейских военных в сдерживании амбиций Китая как в Азии, так и за ее пределами?
"Напротив, лишь создав лучшее понимание сфер своих разногласий, а также общих целей, трансатлантические партнеры смогут эффективно сотрудничать в отношении Китая — что, вероятно, станет вызовом на многие десятилетия, если не на несколько поколений", — подытожило Politico.