Европейский Союз и Китай приближаются к торговой войне, которая угрожает нанести ущерб потребителям и бизнесу с обеих сторон, а также подорвать глобальные усилия по борьбе с изменением климата. Но еще не поздно ее предотвратить.
В июле Европейский Союз временно повысил пошлины на электромобили из Китая до 48%, чтобы противодействовать государственным субсидиям, которые ЕС считает несправедливой конкуренцией. Если к началу ноября страны-члены ЕС не примут решение отменить это повышение, эти пошлины, известные как "компенсационные сборы", будут действовать в течение пяти лет, что может вызвать ответные меры Китая против европейских товаров, таких как французский коньяк, испанская свинина и немецкие роскошные автомобили, отмечает редакционная коллегия Bloomberg.
Китайские бренды электромобилей составляют небольшую долю от общего объема продаж автомобилей в Европе (хотя их продажи резко выросли в июне в преддверии повышения тарифов). Немецкие автопроизводители занимают около пятой части китайского рынка.
Даже если Китай не будет сопротивляться, сами по себе тарифы нанесут значительный ущерб и снизят доходы западных компаний (в частности, BMW, Tesla и Volkswagen), производящих продукцию в Китае для рынка ЕС, повысят потребительские цены и еще больше замедлят внедрение электромобилей.
По мнению редакционной коллегии, существуют хорошие возможности для достижения взаимовыгодного решения между ЕС и Китаем по пошлинам на электромобили. Подход ЕС способствует переговорам, в отличие от США, которые фактически запретили импорт китайских электромобилей.
Европейские чиновники пытались соблюдать установленные торговые правила при подготовке компенсационных сборов, тем самым давая Китаю возможность предложить альтернативные решения. Переговоры уже начались.
Например, ЕС может отложить введение пошлин, если Китай согласится гарантировать, что субсидии потребителям не будут дискриминировать иностранных производителей электромобилей, а также приведет цены на такие ресурсы, как финансирование и земля, в соответствие с рыночными условиями.
Ранее журнал The Economist сообщал, что китайские фирмы, работающие в разных отраслях — от производства автомобилей до пошива одежды — расширяют свое присутствие за рубежом с поразительной скоростью. Началась новая коммерческая конкуренция. Китайский бизнес ищет возможности выхода за границу частично из-за замедления экономического роста и жесткой конкуренции на внутреннем рынке.