Связанная с Кремлем группа, известная своими онлайн-кампаниями, направленными на распространение лжи и недоверия среди тех, кого Россия считает своими врагами, помогла разжечь распространение конспирологических теорий о принцессе Уэльске Кейт и ее здоровье, пишет The New York Times.
Мартин Иннес, эксперт по цифровой дезинформации из Кардиффского университета в Уэльсе, заявил, что он и его коллеги отследили 45 аккаунтов в социальных сетях, разместивших ложное заявление о Кейт в связанной с Кремлем дезинформационной сети, ранее распространявшей противоречивые истории о президенте Украины. Владимире Зеленском, а также о поддержке Францией Украины.
Кампания влияния была рассчитана на то, чтобы разжечь разногласия, углубить чувство хаоса в обществе и подорвать доверие к институтам — в этом случае к британской королевской семье и средствам массовой информации.
По его словам, мотив, скорее всего, был как коммерческим, так и политическим. За последние три месяца трафик в социальных сетях о Кейт резко возрос, поскольку нехватка информации о ее состоянии здоровья создала вакуум, который онлайн-армия восполнила слухами и домыслами. Для российской сети усиление этих постов через подконтрольные аккаунты позволило бы им увеличить свою статистику трафика и количество подписчиков.
Кто именно мог нанять дезинформационную сеть для нападения на Кейт неизвестно, однако у нее есть опыт проведения кампаний по подрыву репутации стран и людей, находящихся в конфликте с Кремлем. Решительная поддержка Британии Украины и давний антагонизм Лондона с Москвой делают ее желанной мишенью для россиян.
Об обеспокоенности британских чиновников подпиткой Россией, Китаем и Ираном дезинформацию о принцессе Уэльской сообщала также лондонская газета Daily Telegraph.
В 2020 году британский парламентский комитет пришел к выводу, что Россия развернула длительную кампанию по подрыву британской демократии, используя тактику, которая варьируется от дезинформации и вмешательства в выборы до вливания грязных денег и найма членов Палаты лордов. Министерство иностранных дел России тогда отрицало эти выводы, назвав их «русофобией».
Профессор Иннес, возглавляющий исследовательскую программу, изучающую причины и последствия цифровой дезинформации, рассказал, что его команда заметила всплеск определенного типа сообщений в социальных сетях 19 марта, на следующий день после того, как появилось видео, на котором Кейт и Уильям выходят из продуктового магазина возле своего дома в Виндзоре.
Одно из широко распространенных сообщений на X содержало изображение из видео, с явно измененным лицом Кейт. В нем спрашивалось: «Почему эти большие медиа-каналы хотят заставить нас поверить, что это Кейт и Уильям? Но, как мы видим, это не Кейт и не Уильям...».
Отследив 45 аккаунтов, перепостивших это сообщение, исследователи обнаружили, что все они пошли от одного главного аккаунта с именем Master Firs, имеющего признаки российской дезинформационной операции, известной в индустрии под названием «Двойник» — создания фейковых веб-сайтов, которые выдают себя за настоящие новостные организации в Европе и США.
Кейт была не единственным членом королевской семьи, ставшая объектом волны дезинформации. В тот же день, когда появились многочисленные посты о видео, в Telegram начало распространяться ложное сообщение о смерти короля Чарльза ІІІ.
Во время выборов в нескольких странах ЕС фиксировались дипфейки, вызывая обеспокоенность угрозой искусственного интеллекта и потенциального вмешательства в избирательный процесс. В Евросоюзе дали рекомендации по поводу того, как большие технологические платформы должны защищать выборы от онлайн-рисков.