На первый взгляд кажется, что геополитика — это дело исключительно крупных государств. Именно они должны и стараются достигать глобальных целей, касается это экономики или безопасности либо каких-то других аспектов жизни. Однако на самом деле у маленьких членов международного сообщества тоже есть жизненно важные интересы. И они значительно уязвимее, а в их арсенале, как правило, крайне ограниченные средства влияния на принятие принципиальных решений.
Например, повышение уровня Мирового океана вследствие глобального потепления угрожает прибрежным государствам в самом плохом случае потерей каких-то процентов территории, а, например, Маршалловым Островам — едва ли не тотальным погружением под воду. Наверное, поэтому об островных государствах Тихого океана упоминают чаще всего тогда, когда нужны их голоса при голосовании в ООН или других международных организациях. Либеральный мировой порядок, который Россия и ее союзники стараются уничтожить, был построен на понимании, что в важных вопросах международной жизни голос, условно говоря, Кирибати имеет такой же вес, как и голос Бразилии. Когда после начала открытой агрессии России против Украины в 2022 году к Японии, Южной Корее, Сингапуру и Тайваню, которые осудили агрессию и ввели санкции против России, несколько неожиданно присоединились Федеральные Штаты Микронезии (ФШМ), этот фактор стал очевидным. Среди тихоокеанских островов, кроме ФШМ, у Украины есть дипломатические отношения также с Вануату и Соломоновыми Островами. Но именно ФШМ — государство с населением в 105 тысяч человек, стало единственной страной, кроме Украины, которая не только осудила Россию, но и разорвала с ней дипломатические отношения.
Форум тихоокеанских островов объединяет 18 стран, среди которых есть гиганты — Австралия и Новая Зеландия (конечно, они тоже острова) и 16 маленьких островных государств, разбросанных между Гавайями и Австралией. Это самая большая по численности региональная политическая организация со штаб-квартирой в столице Фиджи городе Сува. Несмотря на отдаленность и отсутствие систематических контактов с этими государствами, все они поддержали, в частности, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Агрессия против Украины» от 2 марта 2022 года, «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» от 24 марта 2022 года, «Принципы Устава ООН, лежащие в основе всеобъемлющего, справедливого и продолжительного мира в Украине» от 23 февраля 2023-го. В июле 2022 года министр иностранных дел Дмитрий Кулеба впервые в украинской истории выступил онлайн на Форуме тихоокеанских островов, который прошел в Республике Фиджи. В прошлом году премьер-министр Островов Кука Марк Браун, который сейчас возглавляет форум, принимал участие в саммите «Большой семерки» в Хирошиме и имел возможность лично услышать президента Украины.
В то же время стоит отметить, что среди тихоокеанских островных государств существует достаточно широкий спектр взглядов на то, каким образом обеспечить экономическую стабильность и безопасность в условиях, когда изменения климата угрожают некоторым из них прекращением физического существования, а природные условия и вызовы безопасности при фактическом отсутствии ресурсов крайне ограничивают выбор партнеров и форм межгосударственного взаимодействия. Некоторые факты очень красноречиво свидетельствуют о сложном выборе, который они вынуждены делать.
В 2019 году Соломоновы острова и Кирибати разорвали дипломатические отношения с Тайванем и возобновили их с КНР. То же самое в начале 2024 года сделало государство Науру. Так что список стран, с которыми у Тайваня есть дипломатические отношения, сократился до 12 (среди них из Океании это Маршалловы острова, Палау и Тувалу). В 2022 году Китай и Соломоновы острова подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, которое фактически открывает возможность создать военно-морскую базу КНР. Вместе с тем власти Соломоновых островов сообщили США о запрете американским военным кораблям заходить в порты страны, а премьер-министр страны отказался принимать участие в саммите с лидерами Форума тихоокеанских государств в Вашингтоне. В апреле 2024 года министр иностранных дел КНР Ван И посетил с визитом Папуа⸺Новую Гвинею, где провел переговоры со своим коллегой Джастином Ткаченко (этническим украинцем, который родился в Австралии) и заявил о необходимости развивать двусторонние отношения стратегического партнерства. В 2023 году глава правительства Папуа⸺Новой Гвинеи посетил Китай, где встретился с Си Цзиньпинем. Китай использует любую возможность продемонстрировать поддержку этой стране и, очевидно, достигает успеха.
Такое развитие событий не прошло незамеченным в Вашингтоне, у которого есть стратегические интересы в Индо-Тихоокеанском регионе и Океании. С тремя странами региона — Республикой Палау, Федеральными Штатами Микронезии и Республикой Маршалловы Острова у США особые отношения — так называемые договоры о свободной ассоциации. Эти страны используют доллар как национальную валюту и полностью передали вопрос своей безопасности под контроль Соединенных Штатов. Такие уникальные отношения — следствие послевоенного урегулирования, когда США осуществляли администрирование этих островов с 1947 года до провозглашения ими независимости. Очень интересно, что в 2023 году США также заключили соглашение о безопасности с Папуа⸺Новой Гвинеей, чтобы несколько сбалансировать продвижение КНР. Согласно открытым данным, в регионе Восточной Азии и Океании США имеют чуть ли не 400 больших и маленьких военных баз, где расположены около 300 тысяч военных. Очень важно, что граждане стран «свободной ассоциации» могут служить в вооруженных силах США, а также не нуждаются в визе и разрешении для въезда и проживания в Соединенных Штатах. При этом они сохраняют суверенитет, имеют собственную демократически избранную структуру власти и поддерживают дипломатические отношения с другими странами на свое усмотрение.
Среди островных государств Океании особое место занимает Республика Маршалловы Острова (РМО). По состоянию на январь 2024 года валовой тоннаж в судовом реестре этой страны впервые превысил 200 млн тонн (рост вдвое с 2014-го), а количество судов, зарегистрированных под флагом РМО, достигло почти 5,6 тыс. Реестр РМО имеет представительства в 28 странах мира и находится в так называемом белом списке Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании. И при этом в марте 2024 года таможня в Германии задержала судно «Атлантик Навигатор 2» с российской древесиной и обогащенным ураном на борту на сумму около 40 млн евро. Согласно сообщениям СМИ, груз предназначался для США. Судно под флагом Маршалловых островов сделало в порту Ростока вынужденную остановку, после чего портовая власть Ростока сообщила, что таможня распорядилась задержать судно из-за того, что на борту находятся товары, включенные в санкционные списки Евросоюза.
Почти одновременно появилась информация, что нефтяные танкеры, которые использует Российская Федерация, прекращают ходить под флагами Либерии и Маршалловых островов. Это произошло после того, как США усилили санкции в отношении судов, связанных с соответствующими реестрами. Речь идет о десятках российских танкеров, которые за последние недели из-за давления США потеряли возможность ходить под этими флагами, благодаря тому, что штаб-квартиры компаний управления флагами Либерии и Маршалловых островов расположены не в их странах, а в Вирджинии (США), в рамках юрисдикции американских санкций.
Недавно Япония также провозгласила о планах укрепить сотрудничество с Маршалловыми островами. Военно-морские Силы самообороны и Береговая охрана Японии планируют наладить общие учения с Береговой охраной Маршалловых островов, чтобы усилить ее возможности защитить территориальные воды от незаконной активности. Не скрывается, что этот жест солидарности имеет целью продемонстрировать поддержку важному партнеру США и Японии в условиях, когда КНР увеличивает свое присутствие в регионе. Таким образом, ситуация в Океании является отражением общей тенденции — стремления к региональному доминированию крупных государств. В то же время сейчас достаточно четкое желание не заострять ситуацию по формуле «США против КНР», а способствовать со стороны обоих геополитических полюсов экономическому развитию и безопасности меньших островных партнеров без открытой конфронтации.
Очень интересный феномен «островной» геополитики и периодическое обострение межгосударственной риторики в связи с территориальными спорами между странами региона о населенных и необитаемых островах. Дискуссии о принадлежности Китаю Парасельских островов среди Южнокитайского моря приводят к реальному обострению ситуации в сфере безопасности вокруг Вьетнама и Филиппин. Достаточно напряженной остается ситуация в отношении островов Сенкаку, которые находятся под безусловным суверенитетом Японии и на которые откровенно претендуют как Китай, так и Тайвань. Кроме того, между Республикой Корея и Японией в Японском море расположены спорные острова Такешима, которые находятся под контролем Сеула, но Япония считает их своими, незаконно оккупированными Республикой Кореей. Недавно глава одной из оппозиционных партий РК посетил эти острова, в связи с чем Япония высказала протест. Само собой, самой большой проблемой в этом контексте для Токио остаются четыре острова на север от Хоккайдо — Северные территории, которые были оккупированы СССР и остаются до сих пор оккупированными Россией. Несмотря на титанические усилия всех правительств Японии, как прошлых, так и нынешнего, достичь договоренностей с РФ об их возвращении, Москва категорически отвергает такую возможность. Более того, без каких-либо оснований, кроме как наказать Японию за поддержку Украины, Россия запретила японцам, которых депортировала с этих островов советская власть, и их потомкам посещать родные места и могилы предков. В Японии существуют общественные организации и политические инициативы, которые требуют от правительства Японии проводить с Россией переговоры по этому поводу, и Фумио Кишида не может игнорировать такие требования. Одна эта, для кого-то достаточно мелкая, проблема возвращает в повестку дня необходимость возобновить диалог с РФ, пусть и не на политическом уровне. Островная геополитика имеет тенденцию к периодическому обострению, и это один из факторов, который вполне может влиять на решение глобальных проблем, в том числе в Европе.