Анализ Международного валютного фонда (МВФ) показал, что промышленность по добыче ископаемого топлива получает субсидии в размере 11 миллионов долларов каждую минуту.
Эксперты МВФ установили, что добыча и сжигание угля, нефти и газа получила дотаций на сумму 5,9 триллиона долларов в 2020 году, при этом ни одна страна не устанавливает цены на все виды топлива в достаточной степени, чтобы отразить их полную стоимость и экологические издержки. В МВФ заявили, что субсидии "подливают масла в огонь" климатического кризиса в то время, когда срочно требуется быстрое сокращение выбросов углерода, передает The Guardian.
Явные субсидии, снижающие цены на топливо, составили 8% от общего объема, а налоговые льготы - еще 6%. Наибольшее влияние оказала неспособность заставить загрязнителей окружающей среды платить за смерти и ухудшение здоровья, вызванные загрязнением воздуха (42%), а также за тепловые волны и другие последствия глобального потепления (29%).
По мнению аналитиков МВФ, установление цен на ископаемое топливо, отражающих его истинную стоимость, позволит сократить глобальные выбросы CO2 более чем на треть. Это стало бы большим шагом на пути к достижению согласованной на международном уровне цели в 1,5C. Достижение этой цели является ключевой задачей климатического саммита ООН Cop26 в ноябре.
Согласование правил для углеродных рынков, которые позволят правильно установить цены на загрязнение, является еще одной целью Cop26. "Реформа цен на ископаемое топливо не может быть более своевременной”, - говорят исследователи МВФ. По их словам, прекращение субсидирования ископаемого топлива позволит предотвратить около миллиона смертей в год от загрязненного воздуха и принесет правительствам триллионы долларов.
"Реформа принесет огромные выгоды, поэтому на карту поставлена огромная сумма", - сказал Ян Пэрри, ведущий автор доклада МВФ. "Некоторые страны не хотят повышать цены на энергоносители, потому что считают, что это навредит бедным. Но сдерживание цен на ископаемое топливо - крайне неэффективный способ помочь бедным, потому что большая часть выгоды достается более состоятельным. Было бы лучше направить ресурсы на оказание прямой помощи бедным и уязвимым слоям населения".
По словам Пэрри, 50 стран взяли на себя обязательство добиться нулевого уровня выбросов к середине 21 века, а в мире существует более 60 схем ценообразования на выбросы углекислого газа, что дает некоторые обнадеживающие признаки: "Но мы все еще только царапаем поверхность, и нам предстоит пройти еще очень долгий путь".
В 2009 году G20 договорилась о поэтапном отказе от "неэффективных" субсидий на ископаемое топливо, а в 2016 году G7 установила крайний срок - 2025 год, но прогресс оказался незначительным. В июле в докладе было показано, что страны G20 субсидировали ископаемое топливо на триллионы долларов с 2015 года, когда было подписано Парижское климатическое соглашение.
"Чтобы стабилизировать глобальную температуру, мы должны срочно отказаться от ископаемого топлива, а не подливать масла в огонь", - сказал Майк Коффин, старший аналитик аналитического центра Carbon Tracker. "Очень важно, чтобы правительства прекратили поддерживать отрасль, которая находится в упадке, и вместо этого стремились ускорить переход к низкоуглеродной энергетике и нашему будущему".
Комплексный доклад МВФ показал, что в 2020 году цены будут как минимум на 50% ниже их истинной стоимости для 99% угля, 52% дизельного топлива и 47% природного газа. Пять стран несут ответственность за две трети субсидий: Китай, США, Россия, Индия и Япония. Если не принять меры, субсидии вырастут до $6,4 триллиона в 2025 году, считает МВФ.
Правильное ценообразование на ископаемое топливо позволит сократить выбросы, например, за счет стимулирования электрогенераторов к переходу с угля на возобновляемые источники энергии, а также за счет того, что электромобили станут еще более дешевым вариантом для автомобилистов. По словам Пэрри, важно международное сотрудничество, чтобы развеять опасения, что страны могут потерять конкурентоспособность, если цены на ископаемое топливо будут выше.
"Отчет МВФ - это отрезвляющее чтение, указывающее на один из главных дефектов мировой экономики", - сказала Мария Пастухова из аналитического центра e3g. "Дорожная карта МЭА "Чистый ноль" предполагает, что к 2030 году потребуется 5 триллионов долларов, чтобы вывести мир на путь к климатически безопасному миру. Ужасно осознавать, что столь необходимые изменения могли бы начаться уже сейчас, если бы не привязанность правительств к индустрии ископаемого топлива во многих крупных странах".
"Субсидии на ископаемое топливо были основным камнем преткновения в процессе G20 в течение многих лет", - сказала она. "Теперь все внимание приковано к саммиту лидеров G20 в конце октября".
Ипек Генчсу из Института зарубежного развития сказал: "[Реформа субсидий] требует поддержки уязвимых потребителей, которые пострадают от роста цен, а также работников отраслей, которые просто вынуждены будут закрыться. Она также требует проведения информационных кампаний, показывающих, как сэкономленные средства будут перераспределены в пользу общества в виде здравоохранения, образования и других социальных услуг". Многие люди выступают против реформы субсидий, потому что видят в ней лишь то, что правительство что-то забирает и не отдает.
Страны G20 выбрасывают почти 80% мировых парниковых газов. Более 600 мировых компаний, входящих в коалицию We Mean Business, включая Unilever, Ikea, Aviva, Siemens и Volvo Cars, недавно призвали лидеров стран G20 прекратить субсидирование ископаемого топлива к 2025 году.