Десять миллионов рабочих мест креативных индустрий были потеряны из-за пандемии COVID-19 за 2020 год, сообщает The Guardian. А следствием роста оцифровки культурной продукции стало то, что художникам все труднее зарабатывать на жизнь, говорится в отчете ЮНЕСКО.
«COVID-19 привел к беспрецедентному кризису в культурном секторе. Во всем мире закрыли свои двери музеи, кинотеатры, театры и концертные залы – места создания и обмена…», — сказала генеральный директор ЮНЕСКО, культурного органа ООН, Одри Азулай в предисловии к отчету.
«То, что и без того было нестабильно для многих художников, стало нежизнеспособным, угрожая творческому разнообразию», — отметила Одри.
В отчете «Reshaping Policies for Creativity» на 328 страниц указано, что хотя культурный и творческий сектор является одним из наиболее быстро растущих в мире, он также является одним из самых уязвимых и часто остается без внимания государственных и частных инвестиций.
Госрасходы на креативные индустрии сокращались в предшествующие пандемии годы, а появление коронавируса привело к коллапсу доходов и занятости на творческом рынке.
Хотя многие национальные и местные власти предложили экстренную поддержку творческим индустриям, пострадавшим от ограничений из-за пандемии, их глобальная валовая добавленная стоимость сократилась на 750 миллиардов долларов в 2020 году.
Авторы отчета призвали правительства привести охрану труда художников и деятелей культуры в соответствие с общей защитой работников, а также предложили определить минимальную заработную плату в творческой сфере и повысить пенсии и больничные для внештатных рабочих.
«Даже в странах со схемами социального обеспечения, разработанными для фрилансеров или самозанятых людей, которые составляют значительную часть рабочей силы творческой экономики, значительная часть таких сотрудников часто бесправны», — говорится в документе.
С началом пандемии оцифровка заняла ведущее место, поскольку стала центральной в создании, производстве, распространении и предоставлении возможности культурного самовыражения. В результате транснациональные онлайн-компании укрепили свои позиции, а неравенство из-за отсутствия доступа к Интернету стало более ощутимым.
Большинству художников цифровая среда не обеспечивает достаточного дохода для поддержки профессиональной карьеры.
Необходимо принять меры, чтобы устранить «разрыв в ценности потоковой передачи» – несоответствие между стоимостью, получаемой потоковыми платформами с контента, и доходом тех, кто его создает.
«Основной парадокс в том, что люди по всему миру потребляют и нуждаются в культурном контенте, но тем, кто создает искусство, становится все труднее работать. Нам нужно переосмыслить организацию устойчивой и инклюзивной рабочей среды для деятелей культуры и искусства, играющих жизненно важную роль для общества», – отмечает помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне.
С другой стороны, многие художники и деятели культуры воспользовались возможностью роста нишевых потоковых сервисов для разработки инновационных проектов в цифровой сфере.
В отчете есть ссылка на Deedo, панафриканскую стриминговую музыкальную платформу, созданную в 2017 году сенегальским предпринимателем Ава Жираром, которая содержит более 12 миллионов треков и доступна в шести африканских странах, а также во Франции и Великобритании.
«В течение четырех лет Deedo не только стала ключевым игроком в африканской музыкальной индустрии, но также повысила узнаваемость африканских артистов, предлагая приобщиться к благотворительности с помощью свей инициативы «Одна песня, одна душа» (которая жертвует 5% от каждой подписки на волонтерскую организацию на выбор пользователя)», – сообщается в отчете.
В отчете также говорится, что гендерное равенство является «далекой перспективой», хотя женщины составляют 48,1% работников в секторе культуры и развлечений.
"Данные свидетельствуют о том, что женщины реже занимают руководящие должности, имеют меньший доступ к государственному финансированию, а их работа не столь же обнародуется и менее признана, чем коллег-мужчин", - отмечается в документе.
Пандемия COVID-19 также могла нанести непропорциональные потери художницам и женщинам-деятелям культуры.
Лишь 33% наград в основных кинокатегориях 60 крупных кинофестивалей по всему миру получили женщины-художники и продюсеры в 2019 году. Меньше четверти (24%) были награждены за лучшую режиссуру и сценарий.
Процент женщин в игровой индустрии составляет 30% во всем мире.
Это подтверждает недостаточную представленность женщин в некоторых креативных индустриях, особенно тех, которые связаны с быстрым ростом технологий, и чрезмерную представленность в других, традиционно более нестабильных.
Билл Гейтс написал книгу «Как предотвратить следующую пандемию» (How to Prevent the Next Pandemic) и планирует выпустить её 3 мая, говорится на сайте миллиардера Gates Notes.