В Украине интернатные учреждения, которые должны были бы стать безопасными приютами для детей, лишенных родительской опеки, превратились в места, где насилие и издевательства становятся обыденностью. Каждый случай жестокого обращения — не просто статистика, а крик о помощи, звучащий за закрытыми дверями.
В 2020 году общественность была потрясена сообщением о случаях насилия в одесском Центре социально-психологической реабилитации «Світанок». В августе 2024 года появилась новая, еще более шокирующая история о жестоком обращении с детьми в одном из таких учреждений во Львовской области. Полиция уже возбудила уголовное дело, следственные действия продолжаются. Тем не менее случаи насилия и игнорирование проблем детей в закрытых учреждениях, каковыми являются интернатные, свидетельствуют о глубоком кризисе системы, которая должна защищать детей и максимально заботиться об их интересах.
Забытые мечты: система, которая игнорирует потребности детей
Международные исследования уже давно доказали и указывают на то, что опека над детьми, забота об их обучении и воспитании в учреждениях с круглосуточным пребыванием вредит детям, отрицательно влияет на их физическое, когнитивное, эмоциональное развитие, возможность в будущем сформировать привязанность, построить отношения.
Чтобы привлечь внимание общества и рассказать о том, как на самом деле проходит детство в интернатных учреждениях, общественные организации, которые в течение многих лет адвокатируют изменения в системе защиты и ухода за детьми, запускают разные инициативы.
В недавно обнародованном отчете членов Украинской сети за права ребенка (УСПР) «За закрытыми дверями: мечты детей в интернатных учреждениях» исследователи опросили больше 500 детей и молодых людей в более чем 20 интернатах по всей Украине. Вывод: в учреждениях институционного ухода чаще всего за детей говорят и решают взрослые. Голосов детей, их мнений, желаний и настоящих нужд никто не слышит. Они часто не могут пожаловаться на плохие условия или нарушение своих прав. Исследований, которые раскрывали бы взгляды самих детей, крайне мало.
Девять реальных историй воспитанников институционных учреждений в проекте «Заглушенные голоса» организации «СОС Дитячі Містечка Україна» — это откровенные свидетельства молодых людей, чье детство складывалось так, как за них решила современная система опеки. Их рассказы могут шокировать. Без прикрас они рассказывают о том, о чем не принято говорить. От чего хочется закрыть уши и отвести глаза. О том, как более взрослые воспитанники интерната бьют и издеваются над меньшими, как персонал грубо и пренебрежительно общается с детьми, как детей наказывают воспитатели. О том, что происходило 10 лет назад, когда взрослели герои историй кампании.
«Такими кампаниями, как «Заглушенные голоса», мы стараемся «докричаться» до взрослых, которые принимают решения, и до всех граждан, чтобы они услышали: интернат — не место для ребенка. Каждый ребенок должен расти в заботливой семье», — говорит советник по вопросам адвокации «СОС Дитячі Містечка» Ксения Надута-Скрынник.
Голоса, которых не слышали годами
Одна из историй принадлежит 21-летнему Андрею, который попал в интернатное учреждение сразу после рождения и провел там следующие 15 лет. Он говорит, что не помнит своего детства, так как там было очень мало хорошего. Его самая большая мечта — чтобы интернаты исчезли и каждый ребенок имел возможность жить в семье.
«Если не слушаешься — наказывают, оставляя без еды. Чаще всего бьют», — рассказал Андрей.
Дарья, которой сейчас 34 года, тоже поделилась историей детства без семьи. Родители бросили ее сразу после рождения из-за инвалидности, и следующие 19 лет она провела в институционных учреждениях, где стала мишенью для других детей и воспитателей из-за своих проблем со здоровьем.
«Когда приезжали спонсоры, то мне как ребенку с инвалидностью давали больше гостинцев. А когда гости уезжали, меня били по рукам и говорили: «Ты снова попрошайничаешь?» — вспоминает женщина.
33-летнего Александра большую часть его жизни считали недееспособным. До 26 лет он вынужден был жить в институционных учреждениях, хотя оснований для ограничения его самостоятельности на самом деле не было.
«Врачи после рождения посоветовали родителям оставить меня в роддоме из-за наличия патологий. Я видел, как в интернатах детей наказывали психотропными препаратами, били, связывали, изолировали в комнатах или привязывали к кровати. Также делали уколы, от которых дети спали 12 часов», — вспоминает мужчина.
Александр рассказал, что мечтал о любящих родителях, семье, учебе и карьере журналиста, однако интернат лишил его таких возможностей. Его борьба за дееспособность длидась годами, так как в интернатном учреждении отказывались подтвердить это и оформить соответствующий документ. В 2019 году благодаря помощи юристов и поддержке Николая Кулебы, который был тогда Уполномоченным президента по правам ребенка, Александр выиграл суд и получил право жить самостоятельно.
«Меня познакомили с семьей, которая стала для меня настоящей. Несмотря на мой взрослый возраст они приняли меня как собственного сына. Я чувствовал, что меня любят просто за то, что я есть. Моя жизнь сильно изменилась. Я работаю на молокозаводе, имею свой дом и радуюсь свободе. Своих биологических родителей я нашел, но мы так и не стали близки. И, как многие выпускники интернатов, я мечтаю о том, чтобы таких учреждений больше не было», — подчеркивает Александр.
Эти и другие истории вы можете услышать в подкасте «Заглушенные голоса».
К сожалению, ситуация в интернатных учреждениях не очень-то изменилась и сегодня.
Почему дети попадают в интернаты?
«Причины разные, — объясняет Ксения Надута-Скрынник. — Среди них есть несколько, на которых я хочу сделать акцент: когда детей забирают из семьи из-за недостаточной заботы родителей, насилия и т.п. или когда по заявлению родителей ребенка отправляют в интернат как учебное заведение с круглосуточным пребыванием. И, к сожалению, у детей с инвалидностью или особыми образовательными потребностями, больше всего нуждающихся в индивидуальной заботе, шанс потерять семейную опеку и попасть в интернат обычно выше».
Факторами обоих явлений могут быть бедность семьи и неспособность обеспечить ребенку базовые условия заботы — надлежащее питание, бытовые условия, обучение в школе, медпомощь. Но в такую сложную жизненную ситуацию может попасть кто угодно, поэтому все-таки ключевой причиной является отсутствие системы на уровне громады, которая могла бы поддержать такую семью. На пути к развитию такой системы есть ряд проблем.
Первая — развитие социальных услуг и поддержка семей с детьми — не приоритетны для руководителей громад. Они не выделяют средств на ставки специалистов в громадах, не создают достойных условий для предоставления социальных услуг, не заинтересованы реально оценивать потребность в них жителей. Более того, до сих пор не везде зарегистрированы центры оказания социальных услуг, которые должными быть в каждой громаде согласно закону.
Вторая — кадры системы социальных услуг. В целом по стране, а особенно в сельской местности, не хватает человеческих ресурсов в системе предоставления социальных услуг, услуг по реабилитации, инклюзивному обучению. Не хватает услуг психологов у коммунальных предоставителей услуг. Заработная плата специалистов по социальной работе слишком низкая, требования и нагрузка, как физическая, так и эмоциональная — высокие. Люди не выдерживают и уходят, а молодежь не мотивирована приходить на новые рабочие места.
Для организации поддержки семей, их выхода из кризиса, а также оказания помощи детям, которые попали в ситуацию риска потери семейной опеки, прежде всего нужны специалисты по социальной работе. Нехватка таковых, по выводам Координационного центра, в целом по стране составляет почти 50%.
Третья проблема — отсутствие межведомственного взаимодействия субъектов в громадах, которые, согласно законодательству, должны были бы реагировать на случаи нарушения прав детей и организовывать поддержку семей. Сейчас самые типичные действия в случае выявления семей в сложных жизненных обстоятельствах (СЖО) — изъятие ребенка и перемещение в интернат. О семье же забывают вообще, с ней никак не работают. А взаимодействие — это совсем о другом. О том, что каждое учреждение — школа, больница, предоставитель социальных услуг, ювенальная полиция, служба занятости, кружки, школьный психолог, инклюзивно-ресурсный центр и прочие — должно сопровождать семью и ребенка и дальше для выхода из кризиса. И целью должна быть поддержка биологической семьи, чтобы ребенок мог к ней вернуться и о нем заботились. Обеспечение права ребенка расти в семье должно стать приоритетом.
Из этого вытекает еще одна, четвертая проблема — недостаток средств. Развитие услуг — это не только зарплата специалистов по социальной работе, психологов и прочее. Это и оборудование, и помещение, и обучение специалистов. А еще потребность в супервизии для специалистов, которые работают с семьями в кризисе, так как они тоже нуждаются в поддержке, чтобы не выгореть. Не все громады финансово способны обеспечить такой комплекс работ. Потребность в соцуслугах каждый день растет (вынужденные мигранты, семьи, потерявшие все на оккупированных территориях, семьи военных, возвращающихся с фронта с психологическими и физическими травмами и т.п.). Однако в некоторых громадах система соцзащиты сводится в лучшем случае к администрированию государственных социальных выплат. Но соцвыплаты не спасают семьи, они формируют зависимость вместо того, чтобы стимулировать самодостаточность и формирование родительского потенциала.
Также проблемой является то, что система и ее работники стараются удержать свои ресурсы. Интернатные учреждения в системе образования, здравоохранения, социальной сферы сформировались и функционируют уже довольно давно. Здесь работает много людей, которые не видят себя в чем-то другом и стараются защитить эту систему от трансформации. И потому готовы закрывать глаза на то, что система на самом деле работает не в пользу ни детей, ни государства. Это сфера, которая их кормит, и они имеют здесь личный интерес.
И в заключение: важный фактор того, что система годами не меняется, — отношение к интернатной системе как явлению. Наше общество высокотолерантно к интернатам и не видит проблемы в том, чтобы дети туда попадали и там воспитывались. По результатам социологического опроса Gradus, проведенного в декабре 2022 года по инициативе «СОС Дитячі Містечка», 76% опрошенных украинцев признавали необходимость таких учреждений. 44% опрошенных вообще не разделяли мнения о вредности интернатов для детей, которые в них проживают. Основными изменениями, по мнению респондентов, должны быть улучшения условий пребывания: ремонт помещений и улучшение питания.
Могут ли дети ожидать изменений?
Реформа деинституализации, начатая в 2017 году, имела амбициозную цель — изменить существующую систему институционного ухода и воспитания, которая не соответствует реальным потребностям детей и семей с детьми, и создать условия для полноценного воспитания и развития ребенка в семье. Но реформа так и не запустилась.
Для ее перезапуска в 2022 году появилась политическая воля и поддержка Европейской комиссии. В мае 2023-го был создан координационный центр по развитию семейного воспитания и ухода за детьми. В течение года шли экспертные консультации с представителями госсектора и неправительственных организаций для разработки Стратегии обеспечения права каждого ребенка в Украине на рост в семейном окружении. Проект Стратегии, рассчитанной на 2024–2028 годы, был обнародован Минсоцполитики в июне 2024 года, но документ до сих пор не подписан.
По мнению представителя «СОС Дитячі Містечка», участвовавшей в разработке Стратегии, чтобы изменения произошли, реформа должна охватить такие аспекты:
- во-первых, создать условия, при которых дети из семей в СЖО и дети-сироты и лишенные родительской опеки не будут попадать в интернаты. Это — о необходимых базовых и специализированных услугах для семей и детей в громадах и областях;
- во-вторых, выработать систему, которая будет стимулировать развитие усыновления и семейных форм воспитания;
- в-третьих, создать предохранители против массового и свободного попадания детей в интернатные учреждения по заявлению родителей (особенно это касается детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями);
- в-четвертых, нужно усовершенствовать законодательство и систему финансирования, которые неразрывно связаны с первыми тремя аспектами.
Ну и главное, по мнению эксперта: общественность и чиновники должны прекратить воспринимать интернаты как место, куда можно просто отдать ребенка, и это решит проблему.