Укрепить независимость. Какие решения власти, принятые во время войны, делают Украину сильнее

ZN.UA
Поделиться
Укрепить независимость. Какие решения власти, принятые во время войны, делают Украину сильнее © Сайт президента Украины

Три десятилетия народ и власть существовали словно в параллельных мирах. Конечно, именно украинцы время от времени избирали тех, кто ими руководит, и иногда даже сбрасывали их. Но недоверие избирателей к результатам своего выбора росло очень быстро. Из-за этого у властных институтов был традиционно низкий уровень поддержки общества. Так, будто власть была инородной для народа. Будто она и до сих пор была не собственно украинской, а, как и когда-то, колониальной или оккупационной.

Казалось бы, так будет продолжаться вечно. Но война все изменила. Едва ли не впервые социологические исследования демонстрируют высокий уровень доверия народа к власти. Самый высокий рейтинг одобрения у президента — 83%. Правительству и Верховной Раде доверяют около половины граждан Украины.

Для такого коренного изменения общественного отношения есть весомая причина — несмотря на все риски, неблагоприятные прогнозы и угрозы жизни властная верхушка осталась со своим народом в начале вторжения. И дальше действовала в унисон со всей страной. Да, много властных решений и в период подготовки к возможному вторжению, и во время войны были и являются далекими от идеала. Их справедливо критикуют медиа и не воспринимает общество, надеясь, что власть слышит. Как бы ударно ни работал бюджетный марафон «Єдиних новин», период информационной тишины закончился вместе с разбитым блицкригом россиян прошлой весной. Теперь ошибки озвучивают, как только нежелание власти их исправлять мешает нам побеждать. И Россию. И себя. Пока удается удерживать баланс между внешним и, к сожалению, открытым внутренним фронтом. Где страну и далее разъедают изнутри коррупция, некомпетентность и кумовство.

Но сам факт, что власти, армии и обычным украинцам удалось сохранить независимость государства, свидетельствует о том, что у нас до сих пор есть шанс не только победить (какой может быть наша победа — тема для отдельного разговора), но и возродиться. Ведь несмотря на все усилия врага мы независимые. И не только благодаря героизму сотен тысяч украинцев на поле боя, но и вследствие правильных и своевременных решений власти, которых за время войны было много.

Немедленный отпор врагу: решение об использовании Вооруженных сил, мобилизация, военное положение и создание Ставки ВГК

Утром 24 февраля 2022 года регулярные войска Российской Федерации перевели войну, продолжавшуюся уже восемь лет, на новый уровень — начали открытое широкомасштабное вторжение. Оно сопровождалось массированными ракетными ударами и попыткой врага скорее дойти до столицы.

В те первые часы и дни было крайне важно, чтобы власть функционировала и принимала решения. Поэтому первым достижением стало то, что уже в первый день войны президент принял три ключевых решения для обороны государства. Первое — об использовании Вооруженных сил. Указ дал армии формальные правовые основания вести военные действия.

Второе — объявление всеобщей мобилизации, что дало возможность армии пополниться людьми и привлечь к обороне все ресурсы государства. И, наконец, третье решение — введение военного положения. С ним в нашу жизнь вошли комендантский час, военные администрации и другие мероприятия и ограничения, обеспечивающие функционирование государства в условиях войны. Также президент сделал Ставку ВГК одним из ключевых инструментов обсуждения решений относительно войны.

В дальнейшем Верховная Рада поддержала все эти решения, что дало возможность на полную запустить украинскую военную машину. Сейчас эти решения выглядят банально и немного привычно, поскольку военное положение и мобилизацию продлевают каждые несколько месяцев. Но в тот момент было важно продемонстрировать, что государство может и будет защищать себя всеми силами и ресурсами. Поэтому их символическое значение даже больше правового.

Жаль, что в 2014 году не были приняты эти важные и нужные решения.

Все для фронта: изменения в Государственном бюджете и расходы на оборону в Государственном бюджете 2023 года

На момент начала широкомасштабного вторжения расходы на потребности Министерства обороны, через которое финансируются Вооруженные силы, составляли около 130 млрд грн. Такая сумма лишь отчасти удовлетворяла потребности войска в условиях боевых действий низкой интенсивности, продолжавшихся на Донбассе. Конечно, она и близко не соответствовала масштабу задач, появившихся перед армией, начиная с 24 февраля 2022 года.

Из-за этого в течение прошлого года народные избранники аж 12 раз вносили изменения в Государственный бюджет. В них преимущественно речь шла о распределении средств международной финансовой помощи и выделении значительных сумм на потребности сектора безопасности и обороны. Как следствие, до конца года такие расходы выросли до 920 млрд грн — в семь раз, если сравнить с суммой в начале года.

В Государственном бюджете на 2023 год правительство тоже направило все доступные ресурсы на защиту страны. В первой его редакции Министерство обороны получило около 760 млрд грн. А после очередных изменений сумма выросла до 1,1 трлн грн. Это означает, что практически все свои доходы государство направляет на оборону.

Все к оружию: национальное сопротивление и участие гражданских в войне

Еще до начала широкомасштабного вторжения Верховная Рада приняла Закон о национальном сопротивлении. Его краеугольным камнем была идея привлечения всего населения государства к его обороне. Закон предусматривал создание Сил территориальной обороны как массового территориального резерва для защиты своего дома и Родины. Также он регулировал вопрос движения сопротивления. Последнее по сути является партизанским движением на оккупированных территориях под руководством Сил специальных операций. Закон ввел подготовку граждан к национальному сопротивлению: дал каждому украинцу возможность приобрести умения и навыки, необходимые для того, чтобы защищать себя и страну.

А уже после 24 февраля 2022 года Верховная Рада до конца урегулировала участие гражданских лиц в обороне государства. В частности, закон позволил гражданам и иностранцам на период военного положения получать огнестрельное оружие и боеприпасы к нему и участвовать в отпоре и сдерживании агрессии России. Так каждый гражданский получил возможность вполне легально уничтожать врага, даже не находясь на военной службе. И многие украинцы своим правом воспользовались и внесли вклад в оборону государства.

Экономическое измерение войны: персональные и секторальные санкции против России

До широкомасштабного вторжения государство в лице президента пыталось противодействовать российскому влиянию с помощью персональных санкций. В то время они не всегда были оправданными с точки зрения права, поскольку применялись в отношении собственных граждан, которых вместо этого должны были бы судить.

Но после 24 февраля санкции стали вполне оправданным инструментом защиты национальных интересов. И президент практически ежемесячно применяет этот механизм. Также государство перешло от персональных к секторальным санкциям. Их применяют относительно целых секторов российской экономики, чтобы уменьшить вражеское влияние на нашу экономику и нанести ущерб экономике противника.

За время войны введенных санкций стало так много, что государству пришлось их систематизировать и свести в единственное место. Для этого был создан единый портал санкций. Также законом создали государственный реестр санкций.

Санкционные меры являются одним из элементов противодействия российскому влиянию на украинскую экономику, финансы и общество.

Возместить уничтоженное: конфискация имущества агрессора без компенсаций

Еще одним средством ослабления врага является лишение его компаний и связанных с ними олигархов имущества на территории Украины. Такой шаг вполне логичный с учетом масштаба злодеяний и разрушений, вызванных Россией. Поэтому сразу после начала вторжения Верховная Рада урегулировала принципы изъятия российской собственности в Украине.

Благодаря таким нововведениям Украина получила возможность принудительно изымать собственность Российской Федерации без какой-либо компенсации ее стоимости. Также закон дает право привлекать к ответственности Российскую Федерацию, в частности требовать возмещение ущерба вследствие войны и взимать его.

Собственно, принятый закон должен нивелировать экономическое влияние на наше государство, которое Россия сознательно и систематически совершала десятилетиями. И нередко использовала как отдельное средство агрессии против Украины.

Прощание с УПЦ МП: выселение из главных храмов и переход на новый календарь

Современная Россия не пренебрегает никакими средствами для уничтожения Украины. Поэтому ей удается объединять советский культ Второй мировой с пропагандой через религию благодаря широкому распространению в Украине Московского патриархата.

Потому и не удивительно, что наше государство вынуждено защищаться от врага и в религиозной плоскости. Для этого власть осуществила несколько шагов, разрывающих связь украинского общества с российской церковью.

Во-первых, в марте 2023 года Кабмин признал утратившим действие распоряжение о передаче Украинской православной церкви (МП) в бесплатное пользование комплекса зданий и сооружений Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (мужской монастырь). Этим решением УПЦ МП отстранили от пользования зданиями Киево-Печерской лавры, что, кроме практического, имеет и символическое значение.

Во-вторых, в июне этого года президент инициировал изменение дат трех религиозных праздников. Закон устанавливает дату празднования Рождества Христова 25 декабря и переносит даты празднования Дня украинской государственности (с 28 июля на 15 июля) и Дня защитников и защитниц Украины (с 14 октября на 1 октября), отходя от распространенной в России традиции отмечать религиозные праздники по юлианскому календарю.

 Не общая история: новая дата празднования Дня памяти и победы во Второй мировой войне

Российское влияние на наше государство было не только финансовым и экономическим. Едва ли не самыми важными были нематериальные механизмы, в частности искаженное трактование общих страниц прошлого. Особенно в вопросах, касающихся трактования событий времен Второй мировой войны, одних из центральных в современном российском имперском культе. Спекулируя на этой теме, Россия традиционно пыталась разжигать внутренние конфликты внутри Украины.

В связи с этим закономерно, что уже в мае 2023 года Верховная Рада поддержала инициативу президента установить День памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов вместо 9 мая — 8 мая. Такое решение содействует отходу от российского взгляда на Вторую мировую, а также утверждению в Украине европейской традиции отмечать день завершения этой войны.

Наконец, оно акцентирует внимание общества на человеческом измерении войны — горе и потерях, разрушивших судьбы целого поколения. А не на величии одной тоталитарной империи, одержавшей победу над другой тоталитарной империей. Такой подход соответствует современному гуманистическому взгляду на историю и воздает должное памяти о тех событиях значительно искреннее, чем лоск парадов на Красной площади.

Помощь своим: поддержка ВПЛ и жителей освобожденных громад

С начала широкомасштабного вторжения правительство пытается реагировать на вызванные войной гуманитарные проблемы и потребности внутренне перемещенных лиц. В частности, оно приняло несколько постановлений, помогающих людям, которые вынужденно покинули свои дома. Среди них — помощь переселенцам на проживание в размере: для лиц с инвалидностью и детей — 3000 грн; для других лиц — 2000 грн. Также правительство ввело систему верификации этих выплат, чтобы средства направлялись людям, которые в них действительно больше всего нуждаются.

Также Кабмин решил поощрить граждан предоставлять свое жилье в качестве приюта для внутренне перемещенных лиц и ввел компенсации домохозяйствам, приютившим новых жителей. Вместе с активным участием громад, принимающих переселенцев, такие меры дали возможность обеспечить практически всех перемещенных лиц новым временным домом.

Другой формой заботы является денежная помощь эвакуированным лицам и жителям освобожденных территорий. Ее размер такой же, как и для вынужденных переселенцев. Вместе с разнообразной гуманитарной помощью она обеспечивает потребности населения, пострадавшего от войны и оккупации. И демонстрирует, что государство никого не оставит наедине с бедой.

 Движение в ЕС: евроинтеграционные законы

Разрыв с Россией никогда не будет полным без полноценного преобразования Украины в государство Запада. Вступление в ЕС является одной из предпосылок для достижения этой стратегической цели государства. Война создала возможность сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. Европейский Совет на саммите в Брюсселе 23 июня 2022 года предоставил Украине статус кандидата на членство в Европейском Союзе при условии проведения ряда реформ.

Чтобы двигаться дальше, Украине было необходимо принять целый ряд евроинтеграционных законов и решений. Среди них:

  • реформа Конституционного суда;
  • продолжение судебной реформы;
  • продолжение децентрализации;
  • противодействие коррупции, включительно с назначением руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры;
  • борьба с отмыванием средств;
  • воплощение антиолигархического закона;
  • согласование аудиовизуального законодательства с европейским;
  • изменение законодательства о нацменьшинствах.

Фактически все эти требования наша власть выполнила, несмотря на то, что есть проблемы с некоторыми из этих законов. Поэтому формальных препятствий для вступления в ЕС у нас осталось мало. А дальше дело за политиками Украины и Евросоюза.

Путь в НАТО: меморандум об углублении сотрудничества и выполнении обязательств

Логично, что, кроме экономической интеграции в структуры западного мира, у украинской власти есть огромное стремление оказаться под единым зонтиком безопасности — стать членом НАТО. В ноябре 2022 года Верховная Рада приняла Меморандум об углублении сотрудничества с НАТО. Он декларирует внедрение в Вооруженных силах современных технологий коммуникации, обработку данных и управление войсками. Также его цель — содействовать достижению Вооруженными силами совместимости с армиями НАТО в вопросах систем связи и информации.

Но вступление в НАТО — сугубо политический вопрос. И его решение непосредственно будет зависеть от результатов войны. А также от нашего понимания, что практика принимать обязательства, а потом их затягивать, срывать, отныне будет губительной, поэтому надо исключить подобное ради укрепления доверия в отношениях с партнерами.

Украина двигается по краю пропасти и с помощью партнеров героически сопротивляется российской агрессии. Каждый день независимого существования нашего государства оплачивается кровью простых людей. Но результат войны за независимость также будет зависеть от того, насколько власть готова будет принять еще пять, десять и более ключевых решений, чтобы преодолеть коррупцию, ликвидировать некомпетентность в системе госуправления и вычистить с должностей кумовьев и «своих людей». Это даст возможность сделать вступление в ЕС реальностью, а не пустой мечтой.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме