Украина с момента катастрофы рейса MH17 "Малазийских авиалиний", который был сбит над Донбассом, так и не получила от Совета безопасности Нидерландов запрос о предоставлении первичных радиолокационных данных полета.
Об этом заявил бывший первый заместитель Министра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер в комментарии голландскому изданию AD.nl.
"Если бы мы получили такой запрос, мы, конечно, предоставили бы данные", - сказал Шульмейстер.
Данные радара в течение нескольких месяцев были предметом обсуждения после того, как следственная группа в итоговом отчете о MH17 заявила, что не получила эту информацию от Украины.
Украинская РЛС якобы была закрыта на техническое обслуживание, во всяком случае, так говорит исследовательская група.
Шульмейстер очень удивлен этим объяснением. "Я был потрясен, когда я прочитал окончательный доклад следственной группы. Я на 100% уверен, что у нас не было такого запроса. Я был в комитете, который занимался всеми вопросами, касающимися MH17 от имени правительства. В этом комитете я сидел рядом с заместителем премьер-министра, руководителем Украэроруха и украинской научно-исследовательской группы. У нас были все запросы о предоставлении информации. Там никогда не было запроса о необработанных радиолокационных данных", - сказал он.
Шульмейстер отметил, что не знает, существовали ли такие данные и есть ли они до сих пор, но, по его словам, голландцы всегда могут отправить еще один запрос: "Если данные существуют, то Нидерланды, конечно, могут их получить".
Бывший чиновник отметил, что не знает, как получилось такое недоразумение с голландской стороной. "Это может быть только просьба к армии, это данные военных. Наша комиссия и близко их не составляла", - добавил он.
Информация голландского Совета безопасности действительно указывает на то, что информация должна была поступить от военных: "В конце марта 2015 года команда направилась в Украину с целью получить показания первичных радиолокационных данных и документы от военных руководителей", - говорилось в докладе голландцев по MH17.
Первичный радиолокатор, в отличие от вторичного, может обнаружить самолет или неизвестные летающие объекты, даже если они не оборудованы радиолокационным маяком. Это означает, что на необработанных изображениях могли быть признаки, указывающие на запуск ракет.
Во время слушания в парламенте Нидерландов эксперт по радарам заявил, что было "очень необычным" и "странным", что все четыре радиолокационные станции в Украине одновременно проходили техническое обслуживание.
В 15:30 четверга, 17 июля 2014 года, в Донецкой области рядом с поселком Шахтерск в зоне боевых действий был сбит Боинг-777 "Малайзийских авиалиний", следовавший рейсом MH17 "Амстерлам-Куала-Лумпур". Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.
13 октября состоялась презентация доклада Совета безопасности Нидерландов, согласно которому самолет рейса MH17 был сбит ракетой комплекса "Бук" российского производства. В то же время, в докладе не названы ответственные за запуск этой ракеты.
Однако после обнародования доклада глава Совбеза Нидерландов заявил, что "Боинг" сбили с территории, подконтрольной боевикам. "Границы территории были весьма неустойчивыми, но это была область, контролируемая пророссийскими боевиками", - сказал он.
Также Совбез Нидерландов пришел к выводу, что у Украины было достаточно оснований для закрытия воздушного пространства над территорией конфликта в восточной части страны в качестве меры предосторожности.
В то же время украинская сторона отмечает, что на момент крушения MH17 Украиной были соблюдены все рекомендации по безопасности полетов, поскольку управление воздушным пространством согласовывается с европейской системой и происходит согласно требованиям ICAO.
Родственники погибших потребовали от премьер-министра Нидерландов Марка Рютте запустить международную кампанию по получению радиолокационных снимков, которые могут помочь определить, откуда была выпущена ракета, сбившая самолет.