Печально, что инфоповодом интереса на тему подростков и суицида снова стали случаи в Киеве.
Мне грустно от того, что даже война не стала катализатором, чтобы взрослые с чуткостью относились к подросткам и всерьез воспринимали их трудности. Мы (присоединюсь ко всем взрослым) так хотим уберечь их от плохого, что забываем рассказать правду; прячем от них свои слезы; быстро указываем их дальнейший путь, не спросив их мнения; пренебрегаем их сегодняшними переживаниями, потому что сами уже научены проходить через них, или просто обесцениваем, говоря, что эта проблемка — всего на 1,5 балла из будущих взрослых проблем.
Все это делаем мы, заботливые родители. И при этом сами стесняемся просить помощи у близких, обратиться к специалисту, не жалуемся, не отдыхаем и часто живем решением бытовых задач. Которые действительно важные и стратегические. Но с пробелами в поддержке и построении отношений в дне сегодняшнем.
Только ли родители виноваты в том, что дети уходят из жизни по собственному желанию? Нет.
Несут ли они ответственность? Да.
Есть много факторов, которые влияют на психическое здоровье детей и формируют их представление о мире.
Наши дети (до 18 лет) страдают от разного вида насилия со стороны ровесников и взрослых (буллинг, унизительные слова, игнорирование личного пространства, высмеивание, финансовые упреки, сексуальное домогательство, подзатыльники и т.п.), с которым часто остаются наедине. Потому что «не говори ерунды», «вот в моем возрасте», «сам виноват», «а я тебе сто раз говорила», «ну, все через это проходили, ты же не особый».
Через разные источники информации детям транслируется определенное видение мира и себя, которое часто не совпадает с реальностью. Это несет ощущение неудовлетворенности собой и недоверия ко всему ранее услышанному от родителей. А рассортировать самостоятельно информацию на полезную и бесполезную они еще не в состоянии из-за возрастных ограничений.
Изменения в физиологическом развитии такие стремительные, а гормоны такие бурные, что подростки становятся чувствительными, раздражительными и непонятными даже для себя. Особенно для себя.
Война. Такое впечатление, что она становится будничностью и все должны забыть о ее последствиях, которые хорошо подытожила Джоанна Санта Барбара в своей статье о влиянии войны на детей:
— увеличение детской смертности собственно из-за попадания под обстрелы (а это чьи-то друзья, одноклассники, соседи);
— полученные ранения;
— приобретение инвалидности и невозможность получить своевременное лечение;
— болезни, ведь ухудшаются условия проживания и питание (нахождение в хроническом стрессе также не идет на пользу);
— изнасилования и рост детской проституции (как следствие — также инфекционные заболевания и психологические последствия);
— психологические травмы детей (как от непосредственного опыта психотравмирующих событий, так и когда они узнают о них от других);
— изменения в построении ценностных ориентаций, ведь дети слишком рано познали опасный и несправедливый мир и часто самостоятельно вынуждены позаботиться о своем выживании в нем;
— потеря ребенком не только своей семьи, но и своей громады и культуры, в которой он рос;
— включенность ребенка в войну (вспомним детей, которых убили за их активную позицию).
Теорий и моделей суицидального поведения много. Но и без них видно, что дети сталкиваются со многими ситуациями, с которыми им сложно справиться. И я еще даже не упомянула о наркотиках, рискованном поведении и преступной компании.
Подростков часто считают взрослыми только потому, что они могут обслуживать себя в бытовом плане, ошибочно думая, что они лишь финансово не могут себя обеспечить из-за нехватки знаний.
Независимо от того, в каких условиях проживает ребенок, согласно детской модели пирамиды потребностей, основными потребностями каждого являются:
— базовые физиологические потребности и потребности безопасности, включая потребность в жилье и пище;
— потребность в безопасности и защите;
— потребность в непрерывности ухода со стороны близкого человека;
— потребность в школьном образовании и возможностях для развития и процветания.
Опыт, с которым сталкиваются дети на войне, противоречит тому, как должно быть. И нам следует это учитывать.
Что могут сделать взрослые для подростка в контексте суицида?
1. Быть информированными об индикаторах суицидального поведения и способах помощи.
2. Не бояться задавать откровенные вопросы ребенку о его желании уйти из жизни и обращаться за профессиональной помощью.
3. Разговаривать после попыток самоубийства, самоповреждающего поведения или опубликованного в СМИ случая о суициде.
- Самоубийство — это когда подросток преднамеренно лишает себя жизни.
- Суицидальные мысли — это когда у подростка возникают мысли о желании умереть.
- Суицидальное поведение — это когда подросток сосредоточен на поступках, которые приводят к его собственной смерти.
Признаки, что подросток намерен это сделать:
— проговаривает, что лучше бы его здесь не было, или считает, что без него станет легче;
— отсутствие желаний, равнодушие к будущему;
— изменения в поведении, питании и сне;
— перестал ухаживать за собой;
— прощается с любимыми вещами;
— равнодушие к любимым увлечениям, друзьям;
— отсутствие реакции на похвалу;
— определенные действия/публикации в соцсети, свидетельствующие об отчаянии, ощущение изоляции;
— имеет рискованное поведение (перебегает на красный свет, играет с ножом, употребляет алко- или нарковещества, сексуальная неразборчивость, прогулки ночью, агрессивное/вызывающее поведение с теми, кто явно может дать отпор, и т.п.).
!Обратите внимание: возраст, с которого у детей бывает суицидальное поведение, снизился до десяти лет.
! Самоповреждающее поведение (порезы, угрозы себя убить) может привести к завершенному суициду. Отнеситесь к этому серьезно и примите как сигнал вмешаться, а не как демонстративное поведение.
!!!Желание умереть может быть симптомом психического заболевания, например депрессии.
Если сомневаетесь в намерениях, задайте эти вопросы.
Проговорите их вслух просто сейчас:
— Намерен ли ты совершить суицид?
— Есть ли у тебя план (если ответ «да»)?
— Обращался ли ты за помощью? Мы найдем ее вместе.
Лечение. В зависимости от степени тяжести:
— собственная терапия с психотерапевтом (не с психологом) с привлечением родных;
— медикаментозное лечение, назначаемое врачом-психиатром;
— стационарное лечение в психиатрической клинике. Оно необходимо, чтобы подобрать ребенку правильную дозировку препаратов и для профессионального круглосуточного наблюдения до тех пор, пока не минует угроза жизни и здоровью.
Все лечение конфиденциально. Поэтому вы точно не испортите жизнь ребенку наблюдением у психиатра, а спасете ему жизнь.
Если же подросток знал кого-то, кто совершил самоубийство, поддержите его. Скажите, что готовы в любое время послушать его мысли об этом, его эмоции, ответить на вопросы и поискать при необходимости помощь для него. Вы можете сопроводить его на процесс похорон или попрощаться по-своему. Также вы можете сказать: «Жаль, что никого не было рядом с тем ребенком». И спросить: «К кому обратишься ты, если почувствуешь себя очень одиноким и в отчаянии?».
Повесьте на видном месте номер Национальной горячей линии для детей и молодежи. Вы можете также позвонить по телефону и попросить совета, если подозреваете у кого-то намерения, но не знаете, что делать.
- Горячая линия: 116 111
- Горячая линия: 0 800 500 225
- Telegram: @CHL116111
- Instragram: @childhotline_ua
- Facebook: childhotline.ukraine
Каждый должен знать, что даже в непроглядной темноте, в которой он ничего не видит, есть рука помощи.
Важно! Эта публикация основана на последних и актуальных научных исследованиях в сфере медицины и носит исключительно общеинформационный характер. Публикация не может быть основанием для установки каких-либо диагнозов. Если вы заболели или нуждаетесь в диагнозе, обратитесь к врачу!