Однако пока этот законопроект не рассмтривался в сессионном зале. Причем, "разочаровывает отсутствие Нацбанка в списке разработчиков законопроекта (конечно, в рамках его определенных законами полномочий), и остается надеяться, что на этапе публичного обсуждения банковский регулятор все-таки будет активно участвовать в этой работе".
Как указывает автор статьи, специфика работы с политически значимыми лицами (РЕР) и их родственниками в мирово банковской практике подразумевает ряд направлений: определение реальных собственников (бенефициаров) бизнес-структур; идентификация средств, с высокой вероятностью полученных сомнительным путем, или накопленных для возможных противоправных действий; рассчетные (клиринговые) операции сомнительного характера. Фактически все упомянутые направления находятся в сфере интенсивной работы банковских учреждений. Операции с такими клиентами имеют "высокий риск", что обязывает банки к усилению контрольных функций по отношению к ним.
Отсутствие унифицированного подхода к определению РЕР, действительно, может стать головной болью как для регулятора, так и участников банковского рынка. Особенно, учитывая неопределенность с составом отдельных групп РЕР
"Интересным аспектом является организация мониторинга операций с менеджментом госпредприятий. Это существенно расширяет перечень РЕР. Но примечательно, что согласно информации от Минфина, озвученной во время встречи с делегацией из Германии в феврале 2016-го: в настоящее время в Украине существует более 3 340 предприятий государственной собственности, из которых 45% не работают. Моментально возникают определенные аналогии со "спящими" ФОПами. А поле для субъективности оценок регулятора при проверках просто огромное.
Вадим Сирота отмечает, что тематика РЕР вновь всплыла в контексте скандала с "панамскими оффшорами" и нет только в Украине, но и в странах с более развитой финансово-банковской системой.
"Политикум Германии в феврале взбудоражил разработанный министром финансов Вольфгангом Шойбле законопроект по борьбе с отмыванием денег, являющийся эхом вышеупомянутого "панамского оффшорного скандала". Среди основных его новшеств – обязанность ювелиров, нотариусов, автодилеров, сотрудников аукционов, налоговых советников и др. сообщать об операциях "подозрительных клиентов", к числу которых отнесены и PEP. Также привлекает внимание создание "реестра прозрачности" (Transparenzregister), представляющего собой национальную базу с информацией о подлинных бенефициарах фирм и фондов, а не о формальных держателей долей в них.
С оглядкой на реалии Украины, следует отметить, что для нашей экономики и политико-правовой системы создание подобных инструментов - не менее актуально. Наравне с усовершенствованием (точнее, созданием) нормативной базы в сфере комплаенса (риски несоответствия деятельности финучреждений нормативным требованиям, политикам, процедурам, в том числе соблюдения режима санкций), формированием Единого Кредитного реестра проблемных должников и ряда других централизованных государственных реестров".
Понятие "политические значимые лица" (от англ. Politically exposed persons – PEP) используется для физлиц, которые наделены (или были наделены) значительными публичными функциями в определенном государстве (главы государств или правительств, крупные политические деятели, высшие правительственные чины и т.д.). Международные стандарты работы с PEPотображены в 12-ой рекомендации FATF.
До 2014 года украинском законодательстве не было четкого определения PEP. Это понятие было отображено в принятом 14.10.2014 законе "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".
Подробнее о специфике банковской работы с политически значимыми лицами читайте в статье Вадима Сироты "Политически значимые лица: заложники обстоятельств или головная боль банковской системы?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".