Сайдик напомнил о том, что под Минскими соглашениями в 2014 году подписались представители ОБСЕ, Украины и России в ТКГ: глава миссии Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма и посол РФ в Украине Михаил Зурабов.
"Потом пропущено расстояние – и есть Захарченко и Плотницкий (экс-главари подконтрольных Кремлю "Л-ДНР" - ред.). Почему наверху Украина и Россия? Они разве не стороны конфликта? Именно поэтому они стоят наверху. И есть один посредник – ОБСЕ", - пояснил он в интервью российскому "Коммерсанту".
При этом роль посредника, на которой так упорно настаивает Кремль, Москва не выполняет, настаивает бывший глава миссии ОБСЕ.
"Возьмем последний закон так называемой "ЛНР" о так называемой границе: о том, что государственная граница – это вся (Луганская) область. Считает ли Россия, что это совместимо с Минскими соглашениями, в которых говорится об отдельных районах Донецкой и Луганской областей? Где здесь посредничество России? Это разве соответствует Минским соглашениям? Нет! Где голос России?", - задается вопросом Сайдик.
Посредник иногда обязан говорить открыто. Если он молчит, можно предположить, что он согласен, считает он.
"Посредник не может быть на чьей-то стороне. Если вы читаете отчеты Совместной мониторинговой миссии, то 80–90% отказов в доступе (наблюдателям – ред.) приходится на так называемые "республики". Где здесь посредничество России? Если кто-то посредник, то он должен действовать как посредник. А если посредник на одной стороне, то он не посредник, а "односторонник", - пояснил Мартин Сайдик.
Напомним, 9 декабря 2019 года в Париже состоялся первый с 2016 года саммит в нормандском формате.
Участники встречи поддержали прекращение огня, обмен в формате "всех на всех" до 31 декабря, допуск Красного Креста ко всем удерживаемым лицам, разведение войск на трех участках, расширение мандата СММ ОБСЕ и продолжение разминирования.
Следующая встреча лидеров Украины, Франции, Германии и России запланирована на март 2020 года. За это время политические советники лидеров нормандской четверки должны согласовать шаги по имплементации политических мер: принятию закона об особом порядке самоуправления ОРДЛО на постоянной основе, инкорпорации "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство и подготовке местных выборов.
Подробнее о результатах переговоров в нормандском формате в Париже и их влиянии на Украину читайте материале Татьяны Силиной "Нормандский айсберг" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".