Требования для производителей поставляемой для армии продукции должны быть четкими, понятными и одинаковыми для всех. А при закупках не должно быть ручного режима, об этом сказал на пресс-конференции "Легкая промышленность - за прозрачные закупки" председатель Комитета оборонных закупок легкой промышленности Федерации работодателей Украины Александр Соколовский.
Он проиллюстрировал свое мнение примером подхода к авансированию производителей продукции для ВСУ.
"Мы говорим, что нужны единые условия: либо всем давать предоплату, либо никому не давать. В чем здесь может быть риск: кто-то получается, кто-то дает лучшее предложение, получает предоплату, а потом вы будете их искать, потому что это может быть или мошенничество, или работа на врага. Люди получат предоплату и не будут поставлять продукцию – Минобороны получит дыру в бюджете. Поэтому совет всей отрасли – не делать этого, как бы нам (производителям – ред.) не хотелось получить предоплату", - сказал Соколовский.
Вопрос о том, нужно ли авансирование при закупках для армии, вызвал дискуссию. Противницей авансирования при закупке вещевого обеспечения для армии является и член Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины Богдана Яровая.
"Мы ни одного поставщика в этом году не проавансировали: после того, как сдавали продукцию на склад и получали акты, тогда только шла оплата. И я считаю, что это правильная история. Если наш производитель работает из Минобороны, то здесь нет проблемы. А если мы завозим импорт и даем компании, которая занимается строительством, договор на поставку формы, тогда нужно авансирование, да. Тогда нужно докинуть оборотных средств, чтобы строящие люди могли купить куртки в Турции. Но давайте не забывать, что тогда мы поднимаем экономику Турции, а не Украины", - сказала Яровая.
Однако генеральный директор государственного предприятия "Государственный оператор тыла" Арсен Жумадилов убежден, что сама предварительная оплата является обычным механизмом при закупках и не представляет опасности.
"Авансы сами по себе не есть зло. Если мы понимаем, что у нас либо отсутствует конкуренция, либо она узкая. (...) Когда кассовый разрыв достаточно существенный, не все производители его могут закрывать за счет собственной ликвидности. Мы будем авансировать на основании и способом, который сейчас согласовывается с Министерством обороны - там должно быть отдельное решение, изменения в соответствующий приказ, который бы это урегулировал", - сказал Жумадилов.
Он добавил, что авансы – это нормальная практика, здесь лишь важно, чтобы риски невыполнения контрактов и невозврата средств были минимальными.
"Здесь в том, что касается оборонной сферы, есть хорошая новость: все средства, касающиеся авансирования, идут на небюджетный счет в Госказначейской службе, и эти средства становятся доступными для производителя только когда он подтверждает то или иное выполнение государственного контракта", - отметил Жумадилов..
Он сказал, что ему понятны определенные предостережения, поскольку "все травмированы опытом взаимодействия с теми заказчиками, где есть коррупционные практики".
Напомним, в расследовании «Хорошая и плохая новости о коррупции в Минобороны» Юрий Николов и Виталий Кононученко рассказали, что осенью 2022 года Минобороны Украины закупило куртки и шлемы для ВСУ по завышенной в три раза цене. При этом вместо зимней одежды в страну зашла летняя.