Какие они - сегодняшние подростки, выпускники-2020? Чего хотят? Что и как выбирают? Чего боятся? Чем мотивируются? Чего ждут от будущего? Об этом в интервью ZN.ua рассказала психолог, тренер личностного роста Дария Шевченко, через руки которой прошло более трех тысяч подростков, включая тысячу глубинных интервью.
"Часто, мечтая о будущем, подростки видят большой дом, любящую жену/мужа, детей и большую собаку, хорошую карьеру или свой бизнес, - говорит Дария Шевченко. - Однако многие не знают, как к этому прийти. И в этом проблема очень многих людей. А не только подростков. У них есть мечта, но они не видят пути и инструментов. Они могут представить свою жизнь через 5–10 лет. Но дальше - нет. И когда я слушаю ребят, у меня часто в памяти всплывает книга Макса Эггерта, в которой он пишет о важности планирования в жизни человека. Там есть упоминание об одном эксперименте".
"В одной известной школе бизнеса в первый день у студентов спросили: у кого из вас письменно сформулированы этапы и цели достижения вашей карьеры? И сколько студентов подняли руку? Три процента. Понимаешь? - продолжает тренер. - Только три процента людей прописали этапы продвижения к конкретной цели. А через 10 лет их финансовые результаты оказались на порядок выше, чем все результаты всех остальных студентов этой школы бизнеса".
"На сегодня вообще главная задача школы - учить детей восприятию нестабильности мира, - утверждает психолог. - К сожалению, наша школа остается сугубо теоретической историей, которая не имеет никакого отношения к практике. А для любого подростка важно понимать, что, а главное - зачем он учит. Объясните ему это уже сейчас, покажите, как все эти знания применяются на практике.
Плюс навыки коммуникации. Ведь они как база закладываются от природы. И у многих они ниже среднего или низкие. Потому подростку нужно обязательно помочь их развить. Без этого в современном мире ему просто не выжить. Плюс умение разрешать конфликтные ситуации мирным путем. А финансовая грамотность? Молодой человек в 18 лет уже имеет право взять кредит в банке. Но, как и большинство людей, он не в состоянии рассчитать ни тело кредита, ни проценты банку, которые предстоит выплатить. А ведь кредит, как и любая другая финансовая операция - это тоже жизненная стратегия".
"В этом же ряду необходимых для подростков школьных наук - формирование умения принимать решения и нести ответственность за их результат, - продолжает Дария Шевченко. - Это то, что отличает ребенка от взрослого. Навык постановки краткосрочных и долгосрочных целей. Для того, чтобы понимать, куда я хочу прийти и какие шаги я должен делать, чтобы этого достичь. Но все это, увы, не про нашу школу".
"Когда был самый первый масштабный поток беженцев в Европу, дети в европейских школах на уроках разрабатывали проекты, которые бы могли помочь государствам решить эту проблему. И это здорово! Это может быть любой элемент интерактива - дебаты, ролевые игры, когда дети пробуют поставить себя на место лидеров, которые решают те или иные проблемы, и попытаться переиграть эту историю. Такой подход развивает креативное мышление, умение выходить за рамки и мыслить нестандартно. Формирует способность формулировать свою мысль, идею и доносить ее. Дает знание, как пользоваться аргументами и примерами, а не просто рвать на себе рубашку и говорить: нет, я так хочу. Но, к сожалению, наш мир меняется быстрее чем школа, и дети это чувствуют. Подростки это чувствуют", - заключила Дария Шевченко.
Ранее тренер говорила, что около 75 процентов подростков делают выбор, который в дальнейшем им трудно будет пересмотреть
Подробнее читайте у материале Инны Ведерниковой "Дария Шеченко. Наедине с подростками" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина"
Полную видеоверсию интервью с Дарией Шевченко смотрите здесь