"Он является интересным для следствия человеком. Мы хотели с ним поговорить, а теперь это будет сложно. Хотелось бы, чтобы он оставался в Украине, чтобы мы могли с ним поговорить", - сообщила в телефонном комментарии "Радио Свобода" пресс-секретарь JIT Брехтье ван де Мосдейк.
В то же время она отказалась комментировать решение Киевского апелляционного суда, который выпустил бывшего начальника ПВО террористической группировки "ДНР" из следственного изолятора под личное обязательство.
"Это решение Украины, решение украинского суда, поэтому я не могу его комментировать. Это не означает, что расследование дела MH17 будет остановлено, оно будет продолжаться. Но нам жаль, если мы не сможем с ним поговорить", - подчеркнула она.
Вместе с тем Брехтье ван де Мосдейк воздержалась от ответа на вопрос о том, пытались ли следователи группы допросить Цемаха после его задержания на оккупированной территории.
Экс-начальника противовоздушной обороны "Славянской бригады "ДНР" Владимира Цемаха 29 июня взяли под стражу в Киеве на 60 суток без права внесения залога. Боевика вывезли с оккупированной территории украинские спецслужбы. Ему инкриминируют ч.1 ст.258-3 Уголовного кодекса (создание террористической группы или террористической организации).
По словам прокурора Олега Пересады, Цемах и экс-начальник штаба так называемого "Министерства обороны "ДНР" Дмитрий Куприян ("Батя") могут дать свидетельские показания на международном судебном процессе по делу MH17.
Прокуратура Нидерландов и ряд депутатов Европейского парламента просили Украину не обменивать Цемаха на украинских политзаключенных в России, ведь допросить его в РФ будет гораздо сложнее. Однако в обмене экс-боевика крайне заинтересована Россия, которая пытается скрыть свои военные преступления в Донбассе.
Напомним, 19 июня следственная группа назвала имена четырех причастных к катастрофе самолета Boeing 777 рейса MH17: россияне Сергей Дубинский ("Хмурый"), Олег Пулатов ( "Гюрза"), Игорь Гиркин ("Стрелков") и украинец Леонид Харченко ("Крот"). Судебный процесс по делу может начаться уже весной следующего года.
СБУ объявила о подозрении фигурантам дела в совершении преступления - "террористического акта, приведшая к гибели человека".
17 июля 2014 года над городом Шахтерск Донецкой области с экранов радаров пропал "Боинг-777", принадлежавший "Малайзийским авиалиниям" и совершавший рейс МН17 по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур. В катастрофе погибли экипаж и пассажиры самолета – все 298 человек, включая 80 детей.
Почти через четыре года, в мае 2018-го, Международная следственная группа (JIT) на пресс-конференции в Гааге продемонстрировала обломки ракеты, которой сбили самолет. Комплекс "Бук", из которого была выпущена ракета, принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде ПВО, базирующейся в российском Курске.
На следующий день Австралия и Нидерланды официально объявили о том, что именно Россия несет ответственность за уничтожение малайзийского "Боинга". Европейский Совет также призвал РФ взять на себя ответственность и полностью содействовать всем попыткам установить истину, справедливость и вину конкретных лиц в данном преступлении.
Однако РФ до сих пор отрицает свою причастность к трагедии.