В популярных соцсетях стартовала социальная кампания против гендерных стереотипов #НЕГРИНЖУЙ. Стартовой площадкой флешмоба стала молодежная соцсеть TikTok – первые 15 участников набрали 3 млн просмотров к своим видео. В ближайшие дни своими историями в Facebook и Instagram поделятся украинские звезды и лидеры мнений из разных сфер.
Присоединиться к кампании может любой пользователь, записав видеоролик, основанный на распространенных общественных стереотипах. Выбрать тему для ролика можно в базе кампании в TikTok, Instagram и Facebook под официальным хэштегом #GRINGE, #NOMOREGRINGE.
«Мы с нетерпением ждем, каким будет результат появления кампании в соцсетях – Facebook и Instagram. Однако уже могу сказать, что если официальный TikTok поддержал социальную кампанию в Украине, выведя в глобальные рекомендации украинский хэштег #NOMOREGRINGE и видео как социально важный и влиятельный контент, это лишний раз говорит о том, что тема актуальна», - говорит основательница платформы Biasless и автор кампании Ирина Рубис.
Проблема стереотипов в обществе гораздо глубже, чем просто личные эмоции людей, которые становятся жертвами давления, считают авторы проекта. Штампы, предубеждения и дискриминация создают токсичность, снижают производительность, креативность, потенциал людей и систем, добавляет автор кампании.
«Женщине не место в бизнесе или IT», «Не полез в драку – не мужик», «Кулинарное искусство – только для женщин», «Женщины должны рожать детей, а не строить карьеру» – такое искусственное распределение ролей очень негативно влияет не только на отдельного человека, но и на общество, политические и экономические процессы в целом.
«Вследствие глубоко укоренившихся стереотипов и патриархальных норм, которые все еще очень распространены, женщины и девушки вынуждены отказываться от полноценной самореализации», - подчеркивает глава Представительства «ООН Женщины» в Украине Эрика Квапилова.
Социологи опросили 175 подростков в возрасте 13-19 лет из 25 городов Украины и выяснили: 66,3% тинейджеров испытывали к себе гендерно предвзятое отношение, 47,3% сталкивались с дискриминацией в разных формах. При этом 53% хотели бы изучать вопросы гендерного равенства, научиться распознавать и развенчивать такие стереотипы.
Опрос проводился в рамках программы «ЕС за гендерное равенство: вместе против гендерных стереотипов и гендерно-обусловленного насилия», при поддержке ЕС совместно со структурой «ООН Женщины» и ЮНФПА.
Но чтобы победить проблему, нужно признать ее существование. «Именно поэтому мы задумали проект, который голосами 30 инфлюенсеров из разных сфер и поколений покажет, насколько рудиментарно то, чем время от времени (а чаще постоянно) руководствуются миллионы», - говорит Ирина Рубис.
В свою очередь Эрика Квапилова подчеркивает: быстрых изменений ждать не стоит, для преодоления укоренившихся стереотипов требуется время и целенаправленные действия.
Среди амбассадоров кампании:
- Кулинар и ресторатор Эктор Хименес-Браво;
- Бывший глава правления «Ощадбанка», основатель ОО «Відчуй»Андрей Пышный;
- Актриса, телеведущая, общественный деятель Монро;
- Общественный деятель, основатель «Доступно.UA» Дмитрий Щебетюк;
- Телеведущий и актер Григорий Решетник;
- Телеведущая Яна Брензей («Вікна-Новини»);
- Телеведущая Юлия Зорий («Ранок у великому місті»);
- Ресторатор Владимир Ярославский;
- Телеведущая Александра Кучеренко («Ранок у великому місті»);
- Журналистка, радио- и телеведущая Оксана Гутцайт;
- Адвокат и телеведущий Сергей Костыра;
- Актриса Елена Вознесенская;
- Актриса Альбина Перерва;
- Кулинар Ольга Мартыновская;
- Телеведущая Надежда Матвеева.
В качестве хэштега кампании ее авторы решили использовать неологизм Gringe – производное от сленгового английского слова Cringe, которое используется для описания чувство неловкости и стыда, и английской буквы G – заглавной в слове gender. Гринж – это стыд и неловкость, которые испытываешь, если кто-то действует или озвучивает понятия в рамках гендерных стереотипов.
Социальная кампания реализовывается командой Biasless – образовательной платформой, целью которой является борьба с гендерными стереотипами, и проходит в рамках программы «ЕС за гендерное равенство: вместе против гендерных стереотипов и гендерно-обусловленного насилия».
Программа финансируется Европейским Союзом и реализовывается совместно со структурой «ООН Женщины» и ЮНФПА. Видеоролики созданы при финансовой поддержке ЕС. Их содержание является ответственностью автора и не обязательно соответствует взглядам Европейского Союза.
В октябре прошлого года Украина решила присоединиться к международной инициативе «Коалиция действий для содействия достижению гендерного равенства».
Подробнее о том, почему гендерное воспитание в украинских школах хотят заменить «христианской этикой», читайте в статье Екатерины Щеткиной ««Гендеру» назло» у ZN.UA.