За пол года действия нормы «языкового закона» о том, что все услуги в Украине должны предоставляться на государственном языке (если клиент не попросит об обслуживании на другом), языковой омбудсмен получил 2126 сообщений о нарушениях: например, о том, что продавцы отказываются говорить на украинском, вместо этого разговаривают с клиентами на русском. В каких сферах люди жалуются на нарушение закона больше всего, исследовала аналитическая платформа «Опендатабот».
В каких сферах получено больше всего жалоб:
- интернет-магазины и сайты по предоставлению услуг (683 жалоб);
- бизнес в сфере обслуживания (513);
- наружная реклама (219);
- органы государственной власти и местного самоуправления (151);
- телевидение и радиовещание (111);
- образование и наука (80);
- законодательство (65);
- здравоохранение (34);
- силовые и правоохранительные структуры (28);
- спорт (26);
- транспорт (25);
- культура (9);
- туризм (7);
- сфера трудовых отношений (3);
- книгоиздание и печатные СМИ (1);
- другое (171).
Наибольшее количество обращений поступило из Киева, Львовской, Харьковской и Одесской областей. Меньше всего обращений было из Ровенской области.
По результатам этих обращений начали 95 проверок, из которых завершили уже 55, при этом были зафиксированы факты нарушений у 51 субъекта. 13 нарушителям вынесено предупреждение. За повторное в течение года нарушение им могут выписать штраф в размере 5100-6800 гривен (300-400 тысяч необлагаемых минимумов).
В то же время аналитики подчеркивают, что количество жалоб на негосударственный язык обслуживания постепенно уменьшается.
В Украине до сих пор немало людей, которые продолжают спрашивать «какая разница, на каком языке говорить?». И это после аннексии преимущественно русскоязычного Крыма и войны в Донбассе. Почему важно защищать украинский язык на законодательном уровне, читайте в статье Оксаны Коновец «Какая разница?».