На нефтебазе "БРСМ" "бодяжили" бензин и это привело к трагедии – эксперт

11 июня, 2015, 17:54 Распечатать

Сергей Куюн привел цифры, свидетельствующие о том, что на нефтебазе занимались кустарным производством топлива. 

Причиной трагедии могли стать грубые нарушения © ГСЧС Украины

Если бы после взрыва на АЗС "БРСМ Нафта" в Переяславе-Хмельницком в конце апреля 2014 года, в результате которого погибло 6 человек и столько же получили увечья, сеть и нефтебазы БРСМ были подвергнуты проверкам на предмет безопасности, то крупнейшего пожара в истории независимой Украины в Василькове могло и не случиться.

Такое мнение в статье для ZN.UA выразил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Эксперт напоминает о вопиющих нарушениях, выявленных на нефтебазе. Так, хранилище не располагало пожарным водоемом — основным элементом пожаротушения на подобного рода объектах. На одном из телеканалов свидетель рассказал, что несколько лет назад водоем засыпали. Теперь на этом месте новые резервуары. Не оказалось на терминале и пены. По словам свидетелей, подоспевших в первые минуты после взрыва к месту происшествия, не было порошкового огнетушителя и у персонала нефтебазы, оказавшегося в эпицентре возгорания. Невооруженным глазом видны и другие нарушения на объекте: минимальные расстояния между резервуарами, отсутствие обваловки и систем охлаждения резервуаров. Но грубое несоблюдение правил пожарной безопасности, увы, лишь усугубило аварию, но не вызвало ее.

Читайте также: "БРСМ–Нафта": время отвечать на вопросы

"С большой долей уверенности можно утверждать, что первопричиной трагедии стало кустарное производство бензина. На рынке нефтепродуктов ни для кого не секрет, что Васильков и Переяслав, где расположены нефтебазы БРСМ, — две столицы "бодяжного" производства для Киева и окрестностей. Говорит о бурной деятельности на этих терминалах номенклатура товаров, туда поступающих. Зачем автозаправочной сети, торгующей только бензином и дизтопливом, газовый конденсат, октаноповышающие присадки и целый букет нефтеперегонных фракций?" - предполагает автор.

бодяга_nf,k
ZN.UA

Основная официальная версия — БРСМ производит альтернативное спиртосодержащее топливо. Но это, по мнению Куюна, можно назвать в лучшем случае ширмой для куда более масштабных программ. Например, БРСМ за январьапрель 2015 г. получила на свои нефтебазы 10 тыс. т октаноповышающих присадок и многофункциональных топливных компонентов. А по официальным данным, БРСМ продала за этот же период через свою сеть чуть менее 8 тыс. т биобензинов. В них компоненты составляют в лучшем случае 30%, или 2,3 тыс. т, тогда как ввезли 10 тыс. т. Куда пошли остальные присадки – вопрос открытый.

Ответ на этот вопрос автор предлагает искать в структуре бензина, который БРСМ импортирует для дальнейшей реализации.

"92% поставок товарного бензина в сеть автозаправок "БРСМ Нафта" — импорт (23 тыс. из 25 тыс. т). По данным таможни, структуры БРСМ в январе—апреле 2015 г. импортировали только бензин А-92. Вопрос: а что продает БРСМ на своих станциях под вывесками А-95?

Между тем компания БРСМ отчиталась госорганам статистики, что продала на своих АЗС за этот период 11,4 тыс. т бензина марки А-95. Вот и место применения октаноповышающих присадок — их попросту добавляют в А-92 для повышения его октанового числа, отвечающего более качественному горючему. Правда, источники говорят о более изысканных рецептурах, но это уже оставим следствию", - пишет автор.

"Та же история по дизтопливу. Зачем БРСМ реактивное топливо, объем которого сравним с потреблением небольшого аэропорта, если самолеты эта "лавка" не заправляет? А огромные, по меркам отрасли, объемы наливных масел, если о фактах его продажи с этих нефтебаз никогда не было слышно? Может, затем, что в сумме поставка ДТ, авиакеросина и масла на нефтебазы БРСМ совпадает с оценочным объемом реализации дизельного топлива через эту розничную сеть?

Специалисты говорят, что добавление в дизтопливо керосина и масла не сильно портит свойства исходного продукта. Только акциз на ДТ составляет 100 евро/т, тогда как на керосин — 30 евро, а масло — вообще безакцизный товар. Проще говоря, из безакцизных товаров делают дорогостоящие подакцизные. Премия — акциз — достается автору этой нехитрой схемы", - утверждает Куюн.

По мнению автора, предварительно есть все основания утверждать, что именно изготовление "бодяжного" бензина стало причиной беды в Василькове. По данным свидетелей, оказавшихся на месте в первые минуты после возгорания и оказавших помощь первым пострадавшим, причиной пожара стала перекачка неизвестной жидкости из одного резервуара в другой с помощью переносного насоса (о злополучном насосе упоминали также глава СНБО Турчинов и глава ГСЧС Чечеткин). В процессе работы разгерметизировался шланг, причиной этого могла стать химическая реакция, произошедшая при смешивании отдельных компонентов, либо физический износ (который был бы обязательно выявлен, пройди шланг регламентную проверку в установленном порядке). Дисперсная топливная смесь через отверстие в шланге попала на одного из сотрудников нефтебазы (к сожалению, он впоследствии скончался от ожогов) и на переносной насос, который не приспособлен для перекачки топлива и не был защищен соответствующим образом. Именно он дал ту искру, из которой впоследствии разгорелось пламя…

"При чем тут "бодяга"? Обращает на себя внимание следующая деталь: зачем использовать переносной насос для перекачки из одного резервуара в другой, если для этого на нефтебазе есть мощные стационарные насосы?

Ответ очевиден: маломощный переносной насос используется для подачи в резервуар небольшого количества продукта. И есть все основания полагать, что в тот злополучный вечер на нефтебазе в Василькове закачивали один из компонентов топлива для приготовления "бодяги". Вряд ли это могли делать работники нефтебазы без распоряжения вышестоящего руководства, так как производство фальсификата — поставленный на широкую ногу бизнес владельцев БРСМ, а не работников нефтебазы. Поэтому переложить вину на очередных "стрелочников" уже не получится", - уверен автор.

Подробнее читайте в статье Сергея Куюна "Бодяга" на крови на ZN.UA.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >