По словам автора, чиновники Минздрава позиционируют свой законопроект "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" как ключевой документ в процессе реформирования отрасли. Чтобы привлечь внимание к проекту, руководство Минздрава прибегло к очень активному пиару.
"Для и.о. министра подготовили текст, который, судя по расставленным акцентам, должен потрясти всех одновременно - медицинское сообщество, пациентские организации, экспертов. И даже депутатов - ибо если они не утвердят законопроект в указанные сроки - реформы не будет. Дедлайн, как для принятия государственного акта, имеющего отношение к большинству населения страны, поставили жестко: законопроект появился 15 марта, а утвердить его Минздрав требует до 16 мая", – говорится в статье.
Исполняющий обязанности министра Ульяна Супрун, как указывает автор, утверждает, что если закон не будет принят до 16 мая, то следующая возможность внедрить реформу медицины представится примерно в 2021-2022 годах. Глава Минздрава убеждена, что предложенная в законе модель финансирования, разработанная совместно с ВОЗ, не имеет альтернатив.
Скрипник, в то же время указывает, что Команда Супрун, пожалуй, первая и единственная среди реформаторов, связывающая финансирование здравоохранения с налогами, которые платят граждане. Минздрав, при этом, выступает за введение медицинского страхования, однако предложенный метод его введения вызывает острые дискуссии, поскольку "страховкой" просят считать средства, выделяемые на медицину из бюджета.
В законопроекте, как отмечает автор, нет ответа на вопрос, за счет чего будет финансироваться медицинская инфраструктура и обновление аппаратуры, а также выплачиваться зарплата медикам и техперсоналу. Не разделяют оптимизма авторов законопроекта и пациентские организации.
По словам Скрипник, запуск реформы предполагает решение еще целого ряда вопросов, не связанных с одобрением закона народными депутатами.
"Все дело только в парламенте? Остальное, надо полагать, уже готово. Список-то немаленький. Реестры пациентов, реестры врачей, протоколы лечения, тарифы на медицинскую помощь в разрезе основных нозологий, а также стоимость дорогостоящих обследований и высокоспециализированных операций, стоимость медпомощи на дому, визитов к паллиативным больным, реабилитации и т.д. Уже подготовлен Государственный гарантированный пакет медпомощи? Разработаны маршруты не только для больных, но и для денег, которые за ними будут ходить?", – задается вопросами обозреватель.
Автор также сомневается в том, что Рада сумеет утвердить законопроект к дате, обозначенной минздавом.
"Даже тот, кто не знает тонкостей превращения законопроекта в закон, понимает, как много согласований и бюрократических процедур он должен пройти. На сайте парламента легко найти график планарных заседаний. В апреле депутаты будут работать под куполом всего 2 недели, точнее - 8 дней. После длительных каникул они вернутся в сессионный зал в середине мая. Думаете, депутаты все бросят, чтобы утвердить законопроект к дате, обозначенной и.о.министра Супрун?", – заключает она.
Подробнее о проблемах запуска реформы здравоохранения читайте в статье Ольги Скрипник "Медицинская реформа и ультиматум Минздрава" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".