Диалог между Украиной и Ираном в рамках дела об авиакатастрофе МАУ в Тегеране сложно назвать конструктивным, отметил заместитель генпрокурора Украины Гюндуз Мамедов в интервью “Укринформу”. По его словам, иранская сторона дает выборочные ответы на запросы Украины.
“Диалог с Ираном, конечно, есть, но я бы не назвал его конструктивным. У нас на данный момент более-менее приемлемая форма сотрудничества – это международно-правовая помощь. Офис генерального прокурора направил иранской стороне 5 запросов, но ответы они дают выборочно. То есть на один запрос что-то дают, в другом – конкретики никакой, а в третьем – повторяют тезисы из первого, условно говоря. Мы не удовлетворены теми ответами”, - рассказал Мамедов.
По его словам, содержание таких ответов Ирана носит характер технического расследования, а не уголовного. А это, объяснил Мамедов, два разных и параллельных процесса, хоть результат технического расследования и должны добавить к материалам дела как доказательную базу.
При этом по словам Мамедова, если со стороны Ирана будет объективное и беспристрастное расследование, то не исключен факт передачи иранским следователям материалов, которые есть у Украины. Замгенпрокурора добавил, что иранская сторона может объединить эти материалы со своим делом и направить в суд в своем государстве.
“Нам важен факт осуществления правосудия и возмещения убытков потерпевшим. Поэтому мы и идем параллельными процессами. И поверьте, результат будет, ведь процессуальное руководство дела осуществляет департамент относительно преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта. И у прокуроров есть колоссальный опыт расследования фактов, когда нет доступа к территории. Но мы все еще ждем серьезных шагов со стороны Ирана относительно сотрудничества. Не на словах, а на деле”, - добавил Мамедов.
Ранее Гюндуз Мамедов заявил о том, что Украина квалифицировала авиакатастрофу самолета МАУ в Тегеране как особо тяжкое преступление. Однако иранская сторона отвергает такую правовую квалификацию и расследует сбитие самолета как неумышленное убийство с максимальным сроком наказания 3 года.
Более того, по словам Мамедова, иранская сторона до сих пор не установила полную хронологию событий, которые стали причиной авиакатастрофы.
Напомним, Boeing 737 разбился утром 8 января. Самолет сбили двумя ракетами класса "земля - воздух" ЗРК "Тор-М1" российского производства. Зенитно-ракетный комплекс принадлежит КСИР.
Всего в авиакатастрофе погибли 176 человек, среди них 11 украинцев, а также граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистана.
Офис Генерального прокурора начал уголовное производство по фактам умышленного убийства, уничтожение чужого имущества и нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта (пп.1 ч.2 ст.115, ч2. 194, ч.3 ст. 276 УК Украины).
Сначала Иран отрицал свою причастность к катастрофе, сразу же заявив о технической неисправности самолета. Однако 11 января командующий аэрокосмическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде взял на себя всю ответственность за катастрофу. Согласно официальной версии, гражданский борт сбили по ошибке.
6 июня МИД Ирана сообщил, что расследование по факту падения украинского пассажирского самолета, сбитого иранскими ракетами в январе "почти завершено". При этом в Тегеране заявили, что черные ящики самолета не содержат какую-либо "важную" информацию для следствия.
Ранее полуофициальное информационное агентство ISNA сообщило, что Иран, скорее всего, отправит черные ящики самолета во Францию, однако посол Ирана подтвердил украинскому МИД, что Тегеран рассматривает Украину в качестве приоритетного государства в контексте проведения расследования и расшифровки "черных ящиков".
9 июня в Иране заявили о шести задержанных в рамках дела о крушении самолета МАУ в Тегеране. При этом троих задержанных отпустили под залог, остальные находятся под стражей.
15 декабря Канада обнародовала отчет относительно расследования крушения украинского авиалайнера. В документе говорится о том, что Иран не проводит должным образом расследование падения самолета, и многие вопросы остаются без ответа.