Многие проблемы, возникающие сейчас у внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), связаны с отсутствием или несовершенством нормативно-правовой базы. Поэтому их пытаются решать через усовершенствование законодательства. Чего именно в связи с этим нужно ожидать внутренним переселенцам уже в ближайшее время?
Единый реестр пострадавших
Прежде всего — на национальном уровне до сих пор нет механизма фиксации вреда, нанесенного противоправной российской агрессией жизни и здоровью (личным неимущественным правам) человека. Ведь до сих пор отсутствует единая база данных, куда поступала бы соответствующая информация из всех государственных реестров (систем).
Создание единой базы данных даст возможность решить некоторые проблемные вопросы, такие как фиксация вреда, нанесенного здоровью именно вследствие войны, ведь сейчас есть случаи, когда органы власти и/или врачи не фиксируют факт обращения человека, пострадавшего от войны, потому что нет правовых оснований.
К тому же есть проблема, связанная с многочисленностью и разнообразием национальных электронных баз данных и реестров, используемых для обработки данных об ущербах, нанесенных вследствие агрессии РФ против Украины, а именно их рассинхронизированность. В частности просто сосуществуют Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, Единая информационная база данных о внутренне перемещенных лицах, Единый реестр лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и т.п.
Создание Единого реестра, который содержал бы информацию обо всех пострадавших лицах из всех перечисленных выше реестров является на сегодняшний день насущной необходимостью.
Жилье для ВПЛ
Но основной проблемой остается жилье для ВПЛ. Общая площадь поврежденных или разрушенных обстрелами объектов составляет 88,9 млн кв. м, то есть приблизительно 8,6% от общего жилого фонда Украины.
Следовательно, повреждено или разрушено жилье приблизительно 1,4 миллиона домохозяйств (около 3,4 миллиона человек). Поэтому временная специальная комиссия (ВСК) ВР по вопросам защиты ВПЛ разработала и зарегистрировала законопроект №11281 об инвентаризации объектов недвижимости любой формы собственности, пригодной для проживания ВПЛ.
Предполагается, что после инвентаризации жилье будет приведено в состояние, пригодное для временного проживания ВПЛ до восстановления поврежденных домов или приобретения пострадавшими нового жилья за жилищные сертификаты.
Также законопроект предусматривает, что вследствие инвентаризации будет создана интерактивная карта жилья для ВПЛ, что даст возможность пострадавшим лицам выбирать наиболее приемлемое жилье из имеющегося у государства или частных лиц.
При этом объекты государственной и коммунальной собственности будут передавать в льготную аренду (1 грн за 1 кв. м), а органы власти смогут привлекать международные благотворительные организации, которые и сейчас обеспечивают ВПЛ едой, одеждой и определенными лекарствами, к финансированию реконструкции этих объектов для приведения их в надлежащее состояние.
На сегодняшний день есть ряд международных благотворительных организаций, готовых инвестировать средства в ремонты помещений для ВПЛ, но никто не знает, где искать такие помещения. Поэтому так важно провести инвентаризацию государственного и коммунального имущества и выявить их.
Правительство уже выделило на восстановление поврежденного жилья из фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии 5,9 млрд грн, в частности 4,4 млрд грн для выполнения ремонтов категории А стоимостью до 200 тыс. грн (постановление Кабмина от 16 мая 2023 года №493) и 1,5 млрд грн для выполнения ремонтов категории Б стоимостью от 200 до 500 тыс. грн (постановление Кабмина от 3 ноября 2023 года №1145) в рамках программы «єВідновлення».
Кстати, «єВідновлення» уже помогло более 54 тысячам семей, которым было перечислено 10,3 млрд грн, в частности 4,7 млрд грн на проведение ремонтных работ и 5,6 млрд грн на приобретение жилья или строительство нового. Более 2,8 тысяч семей смогли поселиться в новом доме вместо разрушенного.
Тем, у кого жилье разрушено, важно понимать, что для получения жилищного сертификата нужно подавать новое обращение со всем пакетом документов: простой фиксации факта в «Дії» недостаточно. ВПЛ должны подать пакет документов в ЦПАУ, чтобы соответствующая комиссия их рассмотрела и согласовала выдачу жилищного сертификата.
Также ВПЛ должны понимать, что прежде чем заключать предварительные договора купли-продажи или договор задатка у нотариуса, нужно дождаться подтверждения финансирования жилищного сертификата и бронирования средств.
Фиксация временно оккупированного
На сегодняшний день Кабмин внес соответствующие изменения в Порядок подачи заявлений о возмещении убытков, потерь или ущерба, причиненных агрессией Российской Федерации против Украины, в Реестр убытков, причиненных агрессией Российской Федерации против Украины. Согласно этим изменениям, компенсации также будут подлежать жилые объекты, которым нанесен ущерб на временно оккупированных территориях (ВОТ).
Фиксация разрушенного жилья возможна с помощью аэросъемки. Это дает возможность внести его в Государственный реестр недвижимости для дальнейшей выплаты компенсаций владельцам. Причем внесение в реестр могут проводить комиссии, созданные при ОВА, или другие уполномоченные органы.
Важным изменением для тех, кто потерял жилье, является отмена необходимости подавать в приложении к соответствующему заявлению доказательство о регистрации права собственности в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Почему это так важно?
У большинства ВПЛ нет такого документа. Как правило, эти люди проживали в небольших городках и селах, где нет активного рынка недвижимости, поэтому все действия с этим имуществом (его приватизация, например) проходили до 2013 года, когда был введен электронный реестр. Поэтому их права собственности обычно — в бумажном виде. Следовательно, требование регистрации в электронном реестре ограничивало права этих людей.
Кроме того, важным нововведением является отмена императивного требования подавать акт комиссионного обследования объекта, поврежденного вследствие вооруженной агрессии РФ. То есть этот документ подается, только если он есть.
Почему так?
Во-первых, о никаких актах комиссионного обследования на ВОТ говорить невозможно, а кроме того, комиссии перегружены рассмотрением текущих дел на подконтрольной территории и просто не успевают составлять акты комиссионного обследования. Во-вторых, в случае предоставления доказательств от полиции и ГСЧС, да еще и качественных фото поврежденного и разрушенного жилья, зачем еще и акт комиссионного обследования, который составляют местные чиновники, выезжая на объект и осматривая его? Неужели они могут увидеть что-то другое, чем полиция, ГСЧС или профессионал, который имеет соответствующий сертификат и провел обследование?
Также, как уже отмечалось выше, переселенцы, жилье которых было разрушено или повреждено на оккупированных территориях или в зоне боевых действий, смогут отныне подать заявление в Реестр убытков. Понятно, что комиссии не поедут ни в зону боевых действий, ни на ВОТ, но и здесь помогут современные средства аэросъемки.
Проблема остается только с жильем, которое находится на ВОТ и не повреждено: как будут возмещать потерю этой категории имущества? Готовы ли переселенцы с ВОТ отказаться от прав собственности на это имущество и как это провести на законных основаниях, чтобы потом в суде предъявить счета агрессору? Надеемся, что ответы на эти вопросы тоже вскоре появятся.