65% родителей украинских школьников выступают против дистанционного образования из-за низкого качества такого обучения. В то же время 50% семей, чьи дети или внуки ходят в школу, согласились с пользой дистанционки в борьбе с распространением коронавируса. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии.
Больше всего дистанционное образование не устраивает жителей сел (72%). В поселках городского типа и крупных городах поддержка дистанционного образования выше.
Самые распространенные, по словам родителей, проблемы из-за дистанционного образования:
- снижение уровня успеваемости детей (72%);
- недостаток внимания учителей к потребностям детей во время учебы (51%);
- формальный подход учителей к проведению дистанционного обучения (50%);
- увеличение напряженности в семьях (57%).
Больше всего проблем во время дистанционного образования возникало в Донецкой и Луганской областях (79%), а также восточных (60%) и южных (59%) областях. Меньше всего проблем - у жителей центральной Украины (50%).
Какие проблемы возникали во время дистанционки:
- плохое качество домашней интернет-связи во время обучения (больше всего жалоб - в западной и южной Украине, в частности в селах);
- ограниченный доступ к онлайн-платформам и мессенджерам для коммуникации детей с учителями и недостаточность технических устройств для участия в онлайн-уроках (больше всего жалоб - в Донецкой и Луганской областях, а также в селах других областей).
Несмотря на то, что дети длительное время не посещали школы, 48% родителей сообщили, что размер денежных взносов на нужды школы или класса не изменился, а у 8% опрошенных размер взносов даже вырос (особенно в южных областях). Лишь 5% родителей принципиально не платят такие взносы, а 21% говорят, что их никогда не заставляли сдавать эти деньги.
По сравнению с июлем 2020 года, количество негативных оценок качества образования в Украине выросло на 9%: в 2021 году 45% украинцев назвали его низким, еще 44% - посредственным.
В 2021 году только треть выпускников справились с внешним независимым оцениванием (ВНО) на среднем уровне. Самым предметом стала математика: задачи оказались «непреодолимыми» для более 31% выпускников.
Что пошло не так с изучением математики в украинских школах и как исправить ситуацию, объясняют науковици Ирина Егорченко, Светлана Благодетелева-Волк и Алла Воробьева в статье «Провал на ВНО по математике: что пошло не так в школе и как спасти ситуацию».