Прошлый месяц был месяцем выпускных экзаменов в школах практически во всех странах. В Украине он называется ВНО, в Китае — гаокао, в Германии — Abitur, в Израиле — психотест, в Англии — A-level и т.д. Система тестов стала стандартом проверки первого этапа жизни молодых людей перед выбором профессии. Но каждая страна подходит к своим экзаменам по-разному, в зависимости от целей государства и запросов на специалистов. Естественно, выпускники и их родители по разному относятся к главному экзамену в их жизни.
Надо сказать, что идея создания таких экзаменов не нова, в Европе внешнее тестирование абитуриентов впервые начали применять в Германии.
Abitur — это квалификация, присваиваемая по окончании среднего образования в Германии. Еще в 1788 году Пруссия впервые ввела закон, устанавливающий Abitur как официальную квалификацию. В 1834 году Abitur стал единственным вступительным экзаменом в университеты Пруссии. Сегодня это единственное свидетельство об окончании школы во всех землях Германии, который позволяет выпускнику (или абитуриенту) перейти непосредственно в университет. Во время выпускных экзаменов (Abiturprüfungen) студенты проходят тестирование по четырем или пяти предметам (по крайней мере один из которых является устным). Процедуры различаются в зависимости от земли, но смысл остается общим.
Такое же название выпускных экзаменов применяется в Литве и Эстонии.
Думаю, что в Китае — самые суровые и трагические экзамены. Обычно они выпадают на 7–8 июня, но в этом году из-за пандемии они проходили 7–8 июля. Единый экзамен проводится в Китае с 1952 года. Во время Культурной революции его временно отменили, потом в 1977-м восстановили.
Экзамены длятся 2–3 дня. Три предмета обязательны для сдачи повсеместно: китайский язык, математика, иностранный язык. Обычно выбирают английский, но может быть также японский, русский или французский. Семь предметов на выбор — физика, химия, биология, технология (информационные технологии или общая технология) и три гуманитарных: история, география и политология. Предлагать взятку в Китае — бесполезно. Родителей с первого класса вообще не пускают в школу. Поэтому метода у родителей только два — «давить» на ребенка на протяжении всех школьных лет и молиться. К сожалению, в июне обычно фиксируется всплеск самоубийств среди выпускников школ, которые не выдерживают напряжения и давления со стороны родителей и учителей.
В Израиле экзамен составлен из тестов, включающих вопросы множественного выбора (англ. Multiple choice) по трем направлениям: словесное (вербальное) мышление, количественное мышление (математические способности) и английский язык. С 2012 года экзамен включает в себя написание эссе на заданную тему, оценка за эссе включается в оценку за словесное мышление. Суммарная оценка выставляется по шкале от 200 до 800 баллов. Психометрический экзамен проводится на нескольких языках: иврите, русском, арабском, французском и испанском. Также проводится комбинированный экзамен (мешулав) на иврите и английском, с пояснениями на семи языках (включая русский) и без задач на знание редких слов. Психотест состоит из восьми частей множественного выбора (четыре варианта ответа на каждый вопрос), на которые отводится по 20 минут, и одного письменного задания (сочинение или эссе), на которое отводится 30 минут на иврите, и 35 — на русском, английском, французском и испанском языках. Нет перерывов между частями, любая пауза — за счет времени сдающего экзамен. Нельзя переходить к следующей части до получения соответствующего указания или возвращаться к уже пройденной части. В каждой части от 20 до 23 (в словесной части на иврите) вопросов равного веса. Из восьми частей лишь шесть влияют на оценку (по две части каждого из трех видов — количественное мышление, словесное мышление, английский). Две части являются т. н. пилотными и служат для контроля качества новых вопросов и сравнения сложности экзаменов, сдаваемых в разные даты. Абитуриентам не известно, какая из частей — пилотная, и центр тестирования настоятельно рекомендует относиться ко всем частям экзамена одинаково.
Абитуриенты получают три оценки: общую, где блоки проверки количественного и словесного мышления составляют по 40%, а английский — 20% от суммарной оценки; «гуманитарно-ориентированную» — с акцентом на оценку по словесному мышлению — 60%, математику и английский — по20%; и «научно-ориентированную», где 60% получают за раздел «количественное мышление», а по 20% — за словесное и английский.
Результаты экзамена действительны в течение семи лет со дня проведения экзамена. Участвовать в экзамене можно неограниченное количество раз, однако минимальный промежуток времени между экзаменами составляет около шести месяцев.
A-Level (GCE Advanced Exam) (дословно — продвинутый уровень экзамена GCE уровня А) — это предметная квалифицирующая серия экзаменов в Великобритании и странах Британского Содружества. Впервые подобный экзамен был введен в Англии и Уэльсе в 1951 году после чего ряд стран (включая Сингапур, Уганду, Кению, Маврикий и Зимбабве) разработали квалифицирующие экзамены с таким же названием и схожим форматом. Получение уровня A или эквивалентной квалификации обычно требуется для поступления в университет. Подготовительное обучение перед экзаменом, как правило, занимает два года. На первом году большинство учащихся выбирают 3–4 профильных предмета, которые они собираются сдавать, но большинство сокращают количество предметов до трех на втором году обучения. Это потому, что университетские программы обычно основаны на 3-х обязательных экзаменах. Формат экзаменов в последние лет десять постоянно меняется под влиянием критики университетов.
А что в Украине? Здесь внешнее независимое оценивание (ВНО) проводится с 2004 года. Каждый год условия и предметы немного меняются, но постоянными остаются украинский язык, математика, физика, химия, биология, география, иностранный язык.
Поскольку от оценки за экзамены зависит поступление в вуз, они занимают важное место в дискуссиях о высшем образовании. Экзамены во всех странах постоянно подвергаются критике. Оценки за экзамены в немалой степени зависят от опыта в решении специфических для экзамена задач, от психологического состояния выпускников школ. Из-за этого пользуются спросом многочисленные фирмы и репетиторы, специализирующиеся на подготовке к конкретному экзамену. Заявляется, что такая ситуация способствует дискриминации по экономическому статусу, поскольку семьи с низким уровнем дохода не могут позволить себе оплатить курс подготовки. Существует и аргумент (применимый также к тестам на IQ) о том, что экзамен также дискриминирует людей с определенным типом мышления, отличающимся от типа мышления составителей экзамена.
У нас в стране общество разделено на сторонников ВНО и его противников. Удивляться этому не приходится, так как общество у нас разделено по любому вопросу.
В любом случае важно то, что на сегодняшний день внешние экзамены выступают стандартом во всем мире.
Стоит только разделять выпускные результаты и экзамены для поступления в высшее учебное заведения. Это две принципиально разные вещи и соприкасаются они лишь косвенно. Первые свидетельствуют о том, что человек усвоил школьную программу и может получить аттестат зрелости. Для поступления же в университет нужен другой уровень, вот он и должен подтверждаться соответствующим тестированием.
В Европе на тему необходимости экзамена дискуссий практически нет. Немцы, например, не рассматривают несдачу экзамена как трагедию. Около 50% выпускников школ получают Abitur и это с учетом того, что гимназию оканчивают примерно 15% всех учащихся. То есть они доучиваются в профессиональных учебных заведениях и со временем осознанно идут в высшие.
В Китае ничего не критикуется, если это является решением партии и правительства, поэтому, как я писал выше, несдача экзамена — страшная трагедия в семье и на дальнейшей карьере ребенка могут поставить крест.
Украина — демократическая страна. Мы как общество должны ценить и развивать свой интеллектуальный потенциал, давать подрастающему поколению все возможности и не загубить таланты бюрократией и формальностями.
Все статьи Эдуарда Рубина читайте здесь.