В то время как в децентрализацию уже вложены миллиарды бюджетных и донорских средств, все чаще раздаются реплики против децентрализации как таковой. "Слабая, некомпетентная центральная власть и коррумпированная силовая вертикаль только усилят центробежные процессы и окончательно феодализируют регионы", - утверждают оппоненты реформы.
Ее авторы настоятельно рекомендуют все-таки закончить реформу, но без резких движений в отношении Конституции, дабы не сыграть на руку Москве и не создать прецедент со спецстатусом для ОРДЛО. Однако заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода продолжает настаивать на необходимости принятия изменений в Конституцию. Почему? На этот и другие вопросы Вячеслав Негода ответил в своем интервью ZN.ua
"Президент действительно дважды подавал свой законопроект о внесении изменений в Конституцию. И он дважды был отозван, - говорит Негода. - Как раз потому, что реакция в экспертном сообществе, а также среди представителей местного самоуправления, была связана с чрезмерно надуманным недоверием и неприятием некоторых статей законопроекта.
Но сейчас идет процесс общественного обсуждения и мы нарабатываем предложения практически с нуля. Мы начали его на заседании профильного комитета с участием представителей всех фракций и донорских организаций, сопровождающих реформу в Украине. И думаю, что на выходе мы получим более взвешенный и сбалансированный законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации. Все раздражающие вопросы должны быть сняты. Мы обязаны прийти к компромиссу".
"Это касается и вопроса перечисления в Конституции областей, который вызвал самые большие опасения у экспертного сообщества, - уточнил заместитель министра. - На эту тему можно дискутировать, потому что перечисление областей в Конституции - как раз признак федеративных государств. И с точки зрения прагматичной экспертной оценки, он в Конституции не нужен. Но вот с точки зрения политической ситуации, он нам ничем не мешает и эту норму в Конституции нужно оставить. Чтобы успокоить людей. Компромиссными должны также стать вопросы подчиненности и полномочий префектов, механизм общенационального надзора над законностью решений органов местного самоуправления. Без консенсуса в этих ключевых точках будет невозможно найти 300 голосов и провести этот законопроект через парламент. А то, что это сделать необходимо, - моя четкая позиция".
"Мы не сможем качественно закончить реформу без разведения полномочий областных администраций и областных рад, не сможем трансформировать власть на субрегиональном уровне. То есть, даже если мы закончим объединение громад и нарежем районы, на областном уровне местное самоуправление продолжат осуществлять областные государственные администрации. Как, впрочем, и на районном. Такого нет ни в одной европейской стране. А мы ведь ратифицировали Европейскую хартию местного самоуправления.
Плюс в Конституции нужно обязательно определить систему и названия новых административно-территориальных единиц. Иначе, даже закончив базовый уровень, нарезав районы и проведя местные выборы, мы будем иметь некое суррогатное самоуправление на двух абсолютно разных качественных уровнях. Более того, мы продолжим содержать районные рады, полномочия которых под большим вопросом. А идти "на грани конституционного фола" - это безответственно".
На вопрос журналиста о том, возможно ли отделить политику от децентрализации с учетом наших минских обязательств, а также недавно подписанных в Минске украинской властью документов о создании Консультативного совета с ОРДЛО, Негода ответил:
"Я не хотел бы глубоко обращаться к этой теме, но во-первых, позволю себе вам напомнить, что у нас есть закон об особенностях осуществления местного самоуправления на территории Донецкой и Луганской областей. Его снова пролонгировали и он действует. Во-вторых, мы разрабатываем законодательство для всей территории Украины. К примеру, правительством утверждены перспективные планы будущих громад на всей территории Донецкой и Луганской областей. Как и когда они будет вводиться, - это уже вопрос другого плана. И точно не моего уровня".
"Однако я думаю, что в скором времени мы сможем оценить документ, который будет без политики, но для децентрализации и развития местной демократии. Не нужно перенасыщать законопроект какими-то дополнительными опциями, которые сегодня не своевременны. Власть заинтересована в реформе в интересах развития местного самоуправления и общин. Это я могу точно сказать. Никаких подводных камней, которые бы специально выставлялись в определенных местах, нет. Да, общество не раз обжигалось и теперь дует на воду. Возможно, это правильно", - заключил Негода.
Больше ответов на ключевые для страны вопросы, которые касаются реформы децентрализации, читайте в материале Инны Ведерниковой "Вячеслав Негода: "С Конституцией или без, критически важно завершить децентрализацию до местных выборов" для ZN.UA.