Карантин, как реакция на эпидемию коронавируса, может оказать серьезное влияние на качество образовательного процесса в нашей стране и углубить системные проблемы с доступом к образованию.
Исторически в Украине 2,8 лет обучения теряются из-за низкого качества образования. По данным Всемирного банка, в зависимости от совокупной продолжительности карантина эти потери могут увеличиться на 0,3-0,9 лет школьного обучения, говорится в аналитическом обзоре ОО «Инициатива ХОЛОН».
«Сильней всего пострадали дети, и до эпидемии имевшие осложненный доступ к качественному образованию: учатся в сельских школах, не имеют гаджетов и (или) доступа в интернет», - отмечает соавтор обзора, эксперт по вопросам образования и бывшая глава МОН Анна Новосад. Так, у 35% учеников в горных районах Ивано-Франковской области не было интернета для дистанционного обучения.
Проблемы с доступом к обучению также имели дети с особыми образовательными потребностями, и учащиеся в специализированных школах. Под удар попали и ученики начальных классов, которые не могли посещать школы и не имели уроков в рамках Всеукраинской школы онлайн, охвативших только аудиторию средней и старшей школы.
«Фактически, образованием детей 1-4 классов занимались родители», - отмечает Новосад.
Активисты инициативы также подготовили стратегию компенсации утраченных знаний. Что нужно сделать:
- Заблаговременно обнародовать варианты проведения ВНО в 2021 году, сохранив предусмотренное законодательством право на справедливое и объективное оценивание;
- В кратчайшие сроки утвердить решением правительства порядок использования средств субвенции на мероприятия, направленные на борьбу с COVID-19 и его последствиями.
- Расширить Всеукраинскую школу онлайн на классы начальной школы, по крайней мере на 3 и 4 классы.
- Предоставить школам больше финансовой автономии, чтобы они были более мобильны в своих действиях, в том числе при закупках нужных им средств.
- Обеспечить школы доступом к интернету там, где его нет или скорость недостаточна.
- Продолжать активную реализацию Новой украинской школы на уровне базовой и старшей школы, в частности, с учетом новых учебных техник, опробованных во время смешанного обучения.
«Зеркало недели» системно отслеживает ситуацию с образованием в Украине. С начала карантина многие материалы мы посвящаем дистанционному обучению, цифровизации образования и реформированию средней и высшей школы.
Как технологии меняют образование, читайте в статье Максима Сундалова «Из бумаги - в цифру, из классов - в онлайн». Какие новшества предлагает проект Типового учебного плана для 5-9 классов, рассказывает Владимир Онацкий в материале « Как будут учиться старшеклассники завтра ». Почему вложения государственных и местных бюджетных средств в образование должны повышать его качество, а не направляться на ремонт фасада и классов, объясняет Анатолий Ткачук в материале « Инвестиции в образование или в асфальт? ».