В течение многих лет Украина по темпам развития остается аутсайдером среди постсоциалистических стран. Причины этому разные, но одна из них — ненадлежащий уровень капитальных инвестиций в экономику страны. Ожидания внешних инвестиций не оправдались. После периода довольно больших иностранных инвестиций в 2005–2007 годах произошел спад, и теперь, в условиях войны и общей фазы нестабильности в мире, надеяться на рост таких инвестиций не приходится.
В течение 2015–2019 годов местное самоуправление в Украине стало крупнейшим публичным инвестором на территориях. Во многих громадах результаты свидетельствуют сами за себя: отремонтированы школы, клубы, освещены улицы, проведены водопроводы. О новом асфальте на дорогах отчитываются все причастные и непричастные к этому. Действующие мэры, освоив бюджет децентрализации, в большинстве областных центров сделали дубль, выиграв очередные местные выборы. Бюджеты громад возросли вдвое-втрое, в том числе и бюджеты их развития. Было за что делать ремонты. Но… недовольных использованием этих средств не становится меньше.
К сожалению, публичных средств никогда не будет столько, чтобы закрыть все нужды разных социальных групп в громадах и вместе с тем решить все проблемы местной инфраструктуры. Нужна системная коммуникация с жителями громады, с учетом всех прослоек населения — от активистов до маргинализированных групп, от предпринимателей до пожилых женщин, которые в течение многих лет остаются одинокими.
Ключевым тезисом, который может послужить началом диалога между этими группами, предлагается такой: «Инвестиция — отложенное потребление сегодня ради роста и увеличенного потребления в будущем» (на основе книги Майкла Спенса «Новая конвергенция»: Темпора, 2017). Этот тезис правильный не только для частных инвестиций, он справедлив и для инвестиций публичных, если делать их правильно.
Лица, ответственные за принятие решений об инвестициях в громадах, должны понять, как инвестиция не в предприятия может привести к росту в будущем. Тем более, если речь идет об инвестиции в школу или бассейн.
Вот здесь и следует вспомнить, зачем существует местное самоуправление как публичное учреждение и кто является субъектом местного самоуправления. Это — территориальная громада, совокупность жителей городов и сел, которые входят в состав громады и находятся на определенной территории. Значит, деятельность органов местного самоуправления и публичные инвестиции могут осуществляться в интересах всех жителей громады.
На основе этого и формируются несколько принципиальных требований к публичным инвестициям в громаде. Инвестиции должны быть направлены на решение проблем жителей, артикулированных самими жителями; улучшать качество жизни громады; создавать условия для экономического роста и роста доходов домохозяйств; иметь минимальное негативное влияние на окружающую среду; не создавать ограничений или преимуществ отдельным группам населения за счет других групп, что не касается уравнивания возможностей для развития и интеграции в громаду уязвимых групп.
Если опираться на такой подход, можно предположить, что реализации публичных инвестиций должны предшествовать: большая работа по изучению потребностей жителей громад вообще и в разрезе отдельных поселений, которые входят в громаду; создание пространственного и стратегического планов развития, а также разъяснение возможностей использования публичных инвестиций, связанных порядками их использования.
Ключевые направления публичных инвестиций в громаде — образование и инфраструктура, а также здоровье людей. Мы остановимся прежде всего на образовании, поскольку именно образование сегодня относится к ключевым полномочиям территориальных громад.
Почему образование важно?
Обычно у нас вложение в образование не причисляют к тем, которые формируют добавленную стоимость, увеличивают доходы домохозяйств, хотя на самом деле эта отрасль очень важна для формирования общественных благ, как и для увеличения доходов домохозяйств и прибылей частного бизнеса.
Прямая корреляция между уровнем образования и уровнем бедности существует в каждой стране мира. Соответствующие исследования в Украине проводил Институт демографии и социальных исследований. Их результаты подтвердили тезис, что лучшее образование позволяет домохозяйствам быть более устойчивыми к кризисам и не приближаться к грани бедности. Согласно этим исследованиям, уровень бедности в домохозяйствах, где все взрослые имеют высшее образование, в семь раз ниже, чем в тех, где высшего образования не имеет ни один взрослый.
Работник с лучшей квалификацией может выполнять более сложную и лучше оплачиваемую работу, к тому же образование позволяет быстрее переквалифицироваться в соответствии с потребностями рынка. То есть, пока государство абсолютно не планирует рынок труда, десятки тысяч юристов и экономистов, не найдя работы по специальности, в прямом смысле «включают мозги» и находят себя в других сферах.
В условиях карантинных мер многие люди, занятые на роботах, требующих высокого уровня образования, просто перешли на удаленный доступ через Интернет, а сотни тысяч людей, занятых в сфере услуг — ресторанном, гостиничном секторах, торговле, работу потеряли. Безусловно, работника почты или официанта в ресторане вряд ли в ближайшее время заменят машины, да и эпидемия рано или поздно будет преодолена, однако отрицать преимущества тех, кто работает интеллектом, в этой ситуации не получается.
Но получить хорошее высшее образование без хорошего среднего невозможно. Здесь следует отметить, что образованные люди — это, по сути, субсидия для предпринимателя, который может развивать свой бизнес, опираясь на подготовленных работников, и не тратить на образование свои ресурсы. Когда мы говорим об инвестициях в образование, то имеем в виду не только школы, но и другие виды формального и неформального образования, которые могут развиваться в громаде.
Так что инвестиции в образование — это инвестиции в более высокий уровень жизни человека, более скорое и щадящее к окружающей среде экономическое развитие.
Школьное образование
За школьное образование отвечают территориальные громады, оно же формирует основную расходную часть местных бюджетов. В школе не только дают первые знания, но и прививают умение учиться дальше, и именно школа влияет на будущее ребенка.
Данные Украинского центра оценивания качества образования по итогам ВНО-2019 позволяют сделать определенные выводы.
1. Разные типы учебных заведений дают разный уровень знаний своим ученикам.
Как видим, заведения ПТО сегодня имеют самые плохие показатели результатов ВНО, но это проблема не только ПТО, но и школ, из которых в ПТО приходят ученики. Кроме того, значительной проблемой для профессионального образования является резкое уменьшение количества выпускников заведений профобразования: с 370 тысяч человек в 1990-м до 124 тысяч в 2019 году.
2. Уровень знаний выпускников школ зависит от типа населенного пункта, где размещена школа.
На самом деле здесь важно не столько месторасположение учебного заведения, сколько его наполняемость учениками, а следовательно и составом педагогического коллектива. Очень беспокоит стремительное падение уровня образования в сегменте точных наук, что в дальнейшем будет ограничивать экономическое восстановление страны.
3. В среднем, качество образования между регионами Украины тоже существенно отличается (всю информацию о ВНО можно получить на сайте Украинского центра оценивания качества образования).
К проблемным регионам, где больше всего человек не одолели ВНО, относятся прикарпатские — Закарпатская, Черновицкая, Ивано-Франковская, а также Ровенская и Николаевская области.
Что делать в этой ситуации?
Принимая во внимание важность уровня образования в жизни человека, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти на территориях должны понять, что для будущего важно не количество школ, а качество образования. Поэтому каждый регион и каждая громада должны проанализировать результаты ВНО в течение последних трех лет, чтобы выявить тенденцию в изменении качества среднего образования, определить причины, не позволяющие достигать должного уровня, чтобы скорректировать свои публичные инвестиции в этой сфере для их максимальной эффективности.
Инвестирование в образование означает не только строительство или ремонт учебных заведений. В 2020 году на строительство новых или капитальный ремонт старых школ правительство предусмотрело 3,5 млрд грн с дофинансированием из местных бюджетов разных категорий территориальных громад. Однако эти инвестиции, по сути, направлены исключительно в твердую инфраструктуру, а не в усиление способности учителей преподавать новые дисциплины, применять новые методики преподавания, реагировать на коронавирусные ограничения или улучшать качество образования.
Вложение государственных и местных бюджетных средств в образование должно сказываться прежде всего на качестве образования, а не только на экстерьере и интерьере школ.
Следует отметить, что качественное образование могут давать школы в небольших городках. Это даже побуждает некоторые семьи переезжать в такие городки, чтобы дети получили качественное образование. Что, в свою очередь, способствует развитию самой громады.
Интересный пример лицея «Гармония» из города Боярка: 80% тех, кто сдавал ВНО по украинскому языку, получили выше 160 баллов, а более 42% — 180–200 баллов. Это результат на уровне лучших гимназий и лицеев Печерского района города Киева.
Выводы и соображения
1. Как утверждают экономические аналитики, для стабильного роста в 8–10% ежегодно инвестиции в стране должны составлять 25–30% от ВВП, при этом составляющая публичных инвестиций должна быть 5–7% ВВП.
2. Ключевые сферы публичного инвестирования — образование и инфраструктура.
3. В Украине уровень инвестиций вообще и публичных в частности, вдвое ниже необходимого для ускоренного роста, так что требования к эффективности таких инвестиций должны быть очень высокими.
4. Местное самоуправление в современной Украине является большим публичным инвестором, чем государство, поэтому его роль и влияние на рост через публичные инвестиции весьма значителен, однако эффективность публичных инвестиций местного самоуправления пока не оценивалась.
5. Практика публичного инвестирования в образование преимущественно до сих пор концентрируется на строительстве и ремонте учебных заведений, а не на наполнении их новым содержанием образования.
6. Уровень школьного, а особенно профессионального образования очень разный, в зависимости от регионов и типов поселений, что неприемлемо.
7. В условиях продолжительного ковидного кризиса меняется структура региональных и местных экономик, сокращаются транспортные потоки между странами и регионами, люди больше времени проводят в пределах своих громад. Это следует использовать для преобразования школ в центры развития громад, где не только получают формальное образование дети, но и обмениваются знаниями взрослые, где школьное оборудование взрослые могут использовать для потребностей домохозяйств, где формируется новая местная идентичность.
8. Кажется, в ближайшей и среднесрочной перспективе должна произойти переориентация публичного инвестирования с финансирования преимущественно твердой инфраструктуры в инвестирование в человека — образование, здоровье, адаптацию к требованиям быстро меняющейся среды.
Постковидный мир уже точно не будет таким, каким был раньше. Похоже, образованные, активные и креативные люди проще пройдут последние испытания, и это, возможно, изменит подходы к публичному инвестированию.
Больше статей Анатолия Ткачука читайте по ссылке.