Неопределенность социальных служб в связи с новым административно-территориальным устройством крайне негативно влияет на своевременную и надлежащую оценку условий, в которых находятся маленькие украинцы, считает представитель Уполномоченного Верховной Рады по вопросам соблюдения прав ребенка Аксана Филипишина.
"Сейчас по отчетам Минсоцполитики мы видим положительную динамику ситуации по созданию в Украине служб по делам детей, - рассказывает она. - На сегодняшний день создано 885. На начало 2020 года их было чуть больше 200. Но 885 созданных служб не равна фактически укомплектованным. Где-то они только юридически, на бумаге созданы. Где-то только объявляются конкурсы на занятие вакантных должностей. Сейчас мы собираем данные, рассылаем запрос с 5-6 большими таблицами на все областные госадминистрации, чтобы выявить фактическую ситуацию в регионах по состоянию на 1 квартал. К концу года сделаем аналогичный срез, чтобы посмотреть, приступили к исполнению обязанностей по защите прав ребенка территориальные общины или нет. Но мы и так уже наверняка знаем, что фактически ситуация чрезвычайно сложная.
Например, две недели назад мы осуществляли мониторинговый визит в Боярскую территориальную общину на предмет обеспечения прав детей. Так, служба по делам детей создана не как юридическое лицо, а в составе исполнительного комитета. Там достаточное количество людей на имеющееся количество детского населения. Однако все люди без исключения являются новыми в системе. В службе по делам детей нет ни одного человека, который бы имел опыт работы и компетенцию, касательную к защите прав детей. То есть эти люди - чистые листы бумаги. И мониторинговый визит с целью проверки соблюдения прав детей превратился по существу в тренинг для людей, которые должны защищать права детей.
Дела только принимаются. Например, Киево-Святошинская служба завершает свою работу в ликвидированной администрации, но на момент мониторинга у них не было ни одного запроса ни от Фастовской, ни от Бучанской администраций относительно передачи дел.
Сегодня вопрос создания приемных семей, детских домов семейного типа, вопросы усыновления законодательно закреплены на уровне районов. Районы укрупнились. На уровень территориальных общин эти вопросы правительством еще не перенесены. На мой взгляд, развитие семейных форм воспитания под огромной угрозой. Образовался вакуум. Кроме того, не передали базу данных или передали формально, далеко не все службы получили ключи доступа к ЕИАС «Дети». Люди - кандидаты в родители-воспитатели приемных семей, детских домов семейного типа - теперь удалились в три раза от тех мест, куда должны обращаться с тем, чтобы реализовать свое право взять ребенка на воспитание в семью. Так же от возможности реализовать свое право на семью удалились дети. Районов в Украине стало втрое меньше. Расстояние в 150 километров, которую нужно преодолеть от населенного пункта до райцентра, в некоторых случаях является непосильной для людей как через временные, так и материальные затраты.
Кроме того, это еще и вопрос проезда социальных служб к семьям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах; непосредственно к детям, над которыми может происходить насилие и другие неблагоприятные обстоятельства, связанные с упущением. В службе по делам детей транспорта нет. Это ненормально. Когда мы говорим, что в том или ином населенном пункте случается беда с ребенком, все обвиняют социальные службы, но никто не обсуждает их способности.
Минсоцполитики, к сожалению, до сих пор не определилось с тем, что должно быть четко разграничены в Законе "О местном самоуправлении" как делегированные и собственные полномочия органов местного самоуправления. За собственные полномочия платит сама община, и это исключительно ее ответственность. Если мы говорим о делегировании полномочий, то тогда государство из госбюджета должно компенсировать обществу расходы, которые оно несет в связи с обеспечением защиты прав ребенка. Опять же хочу привлечь внимание к тому, что в Конституции Украины задекларировано: защищать и обеспечивать права детей должно государство. И когда государство понимает, что государственная политика не может быть обеспечено исключительно за счет органов местного самоуправления, то должна направляться субвенция. В защите прав детей, на наш взгляд, так же должно быть использован следующий подход. Общины самостоятельно не в состоянии в полной мере предоставить весь комплекс услуг, который должен обеспечить рост детей в опасности, благосостоянии и надлежащих условиях".
Ранее президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, предусматривающий наказание за сексуальное насилие и эксплуатацию над детьми. Как сообщили в пресс-службе главы государства, он предусматривает внедрение в украинское законодательство Ланцаротской Конвенции.
Этот закон закрепляет в законодательстве понятие "детская порнография". По ее получению теперь будут угрожать санкции в виде ареста от 3 до 6 месяцев, ограничение или лишение свободы до 3 лет, за изготовление и распространение - от 8 до 12 лет, в случае повторения преступления или совершения его группой лиц - до 15 лет тюрьмы.