Полномасштабная война России против Украины привела, в частности, к изменению динамики криминогенной ситуации и режима работы правоохранительных органов. К задачам, выполняемым полицейскими до введения военного положения, добавились фиксация военных преступлений, организация эвакуации населения, непосредственное участие в обороне государства, разминирование и другие.
Одним из производных последствий агрессии государства-террориста России против Украины стал критически высокий уровень эмоционального напряжения в обществе, особенно в прифронтовых регионах. Гибель или травмирование родных, потеря жилья и другого имущества, регулярные вражеские обстрелы мирных населенных пунктов, экономические трудности в совокупности неизбежно приводят и к росту уровня домашнего насилия.
Так, за 2023 год количество случаев домашнего насилия, являющегося административным правонарушением, выросло ориентировочно на 20% против аналогичного периода 2022 года (всего составлено около 150 тысяч административных протоколов). За первые три месяца 2024 года количество выявленных лиц, совершивших домашнее насилие, против аналогичного периода прошлого года увеличилось на 14,2% (26 733 — в 2023 году и 30 529 — в 2024-м).
В уголовной плоскости по статье 126-1 УК Украины на протяжении 2022 года было сообщено о подозрении 1395 лицам, в 2023-м — 2527, за четыре месяца 2024 года — 868. Динамика роста особенно заметна, если сравнить цифры со статистикой относительно мирного 2019 года. Тогда за год о подозрении было сообщено 854 лицам — количество даже меньше, чем за четыре месяца 2024-го. При этом нужно учесть, что статистическую информацию собирают исключительно на подконтрольной украинской власти территории. А поскольку площадь оккупированных Россией территорий с февраля 2022 года существенно увеличилась и количество граждан, выехавших за границу, тоже очень высоко, рост количества случаев домашнего насилия против периода до полномасштабной войны свидетельствует об очень сложной ситуации в этой сфере.
Природа причин совершения домашнего насилия разная. Одним из факторов является высокий уровень социального напряжения и перманентного стресса, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека, приводит к повышенной агрессии и раздражительности. На медицинском языке это называется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), вызванным войной.
Четкая доктринальная взаимосвязь между ПТСР и динамикой домашнего насилия не установлена, но на протяжении двух последних лет в электронной системе здравоохранения зафиксировано значительное увеличение количества пациентов с таким диагнозом. Так, в 2023 году количество пациентов с ПТСР выросло почти в четыре раза против 2021-го, а за первые два месяца 2024-го диагноз установлен фактически такому же количеству пациентов, как за весь 2021 год.
Домашнее насилие, в частности, связано с расстройством ментального здоровья человека, поэтому важно внедрять и превентивные меры, предусмотренные Всеукраинской программой ментального здоровья «Ти як?», инициированной первой леди Украины.
Вопрос домашнего насилия чувствительный и сложный. Если в общественных местах возникает опасность насилия, жертва может позвать кого-то на помощь до приезда полиции. Если это случается в безопасном для каждого человека месте — своем жилище, ожидать оперативной помощи неоткуда. Когда обижает член семьи, в этом всегда присутствует повышенный риск. Предупредить такие правонарушения законодательно урегулированными инструментами, имеющимися сегодня у органов системы МВД, чрезвычайно сложно. Но их могут предупреждать другие члены семьи, родственники, друзья, работники сферы образования, психологи, врачи и другие. Полиция не будет спрашивать у обычного прохожего, откуда у него или нее синяк под глазом либо другие видимые травмы.
Как и в любом социально чувствительном вопросе, важен комплексный системный подход, который предполагает: усовершенствование законодательного обеспечения, усиление возможностей практических подразделений полиции, скоординированное межведомственное взаимодействие и привлечение экспертов из неправительственных и международных организаций, проведение просветительских мероприятий.
Проблемными аспектами домашнего насилия являются:
- прогнозируемый рост случаев домашнего насилия, особенно в условиях продолжающейся вооруженной агрессии России против Украины;
- несовершенное законодательное регулирование, что негативно сказывается на практике правоприменения;
- высокая латентность этого вида правонарушения (жертва по разным причинам часто не хочет выдавать обидчика);
- сложность идентификации детей, ставших свидетелями домашнего насилия;
- недостаточное количество надлежащим образом подготовленных мобильных групп по реагированию на случаи домашнего насилия.
7 декабря 2017 года Верховная Рада Украины приняла базовый Закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», в котором определены организационно-правовые принципы и основные направления реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию, направленные на защиту прав и интересов лиц, пострадавших от действий обидчика. Определены также полномочия соответствующих подразделений органов Национальной полиции Украины, а именно:
- выявление фактов домашнего насилия и своевременное реагирование на них;
- вынесение срочных запретительных предписаний в отношении обидчиков;
- осуществление контроля над выполнением обидчиками специальных мер противодействия домашнему насилию на протяжении срока их действия;
- аннулирование разрешений на право приобретения, хранения, ношения оружия, а также изъятие оружия в случае совершения лицом домашнего насилия.
Полицейские также наделены полномочиями проникать в жилье лица без мотивированного решения суда в неотложных случаях — когда есть непосредственная опасность для жизни или здоровья пострадавшего лица.
В рамках евроинтеграционных стремлений 20 июня 2022 года ВР Украины приняла также Закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия относительно женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями».
Но даже безупречно выписанный нормативный акт не будет иметь ценности, если не обеспечить его полноценное правоприменение. Нацполиция — единственный правоохранительный орган, которому подследственный этот вид правонарушения и который имеет законодательно определенные полномочия оперативно применять меры принуждения относительно обидчика (абьюзера). Однако анализ практического опыта предотвращения домашнего насилия побуждает к законодательным инициативам для улучшения правоприменения.
Обязанность МВД как ключевого государственного института, формирующего политику в сфере безопасности, — анализировать все потенциальные и реальные детерминанты домашнего насилия, предложить оптимальную модель предупреждения, предотвращения и расследования этих правонарушений.
В конструктивном сотрудничестве с народными депутатами Украины были разработаны два законопроекта, направленные на системное усовершенствование мер предотвращения домашнего насилия.
Первым, №8329 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия относительно женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция)», предлагается:
- запретить прекращение дел о домашнем насилии, насилии по признакам пола, сексуальных домогательствах из-за малозначительности (статья 22 КУоАП). За 2023 год это 12,5 тысячи дел (12%);
- увеличить срок привлечения к ответственности за домашнее насилие до шести месяцев (сейчас — три месяца);
- суду — сообщать о факте принятия решения о направлении лица на прохождение коррекционной программы (на протяжении трех суток);
- разграничить ответственность за совершение домашнего насилия (статья 173-2 КУоАП) и насилия по признакам пола (статья 173-6 КУоАП), невыполнение срочного запретительного предписания (статья 173-8 КУоАП);
- ввести административную ответственность за сексуальные домогательства (новая статья 173-7 КУоАП);
- увеличить срок административного задержания за совершение домашнего насилия до 12 часов (сейчас — три часа);
- наделить ребенка, ставшего свидетелем домашнего насилия, статусом пострадавшего в производстве в делах об административных правонарушениях (статья 269 КУоАП);
- ввести обязательное обоснование судом в постановлении решения о мотивах направления/ненаправления лица на прохождение коррекционных программ для обидчиков.
ВР приняла этот законопроект в первом чтении, народные депутаты совместно с МВД и Нацполицией доработали его ко второму чтению. Профильный парламентский комитет рекомендовал принять его в целом как закон. И мы искренне надеемся на поддержку народных депутатов при его рассмотрении на ближайшем пленарном заседании.
Во втором законопроекте №5629 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о применении ограничительных мер противодействия домашнему насилию» предлагается законодательно урегулировать вопрос применения электронных средств контроля, которые отслеживают выполнение обидчиком требований ограничительных мер, а также запрета приближаться к пострадавшему от домашнего насилия лицу. Законопроект ожидает рассмотрения в первом чтении, но профильный парламентский комитет его пока не рассматривал.
В апреле прошлого года полноценно введено электронное срочное запретительное предписание, позволяющее своевременно и эффективно принимать решения, которые минимизируют негативные последствия для жертвы насилия.
Большинство проблемных вопросов запланировано решить до конца 2024 года путем улучшения законодательного обеспечения, а также привлечения международной технической помощи для усиления возможностей полиции и повышения квалификации наших работников. Несомненно, формирование нетерпимого отношения общества к домашнему насилию имеет весомый превентивный эффект, поэтому мы привлекаем силы и средства к этому процессу, в частности во время работы «классов безопасности».
Призываем не замалчивать факты домашнего насилия и безотлагательно обращаться в полицию. Борьба с этим явлением начинается с осознания проблемы и подавления внутреннего страха обратиться в компетентные органы за помощью. Молчание травмирует, а иногда и убивает. Не полагайтесь на счастливый случай.
Заботьтесь о своих родных и близких. Не оставляйте их наедине с жизненными трудностями. Единственный способ психологически стойко пройти путь войны, развязанной Россией, к победе Украины — это взаимоподдержка и единство.