AP: Россия продает украденное зерно Украины, стало известно, как она это делает

Поделиться
AP: Россия продает украденное зерно Украины, стало известно, как она это делает © Mind.ua
Москва получила от контрабанды ворованного украинского зерна не менее 530 миллионов долларов, которые потратила на войну.

Когда массивное грузовое судно Laodicea пришвартовалось в Ливане прошлым летом, украинские дипломаты сказали, что на его борту зерно, которое Россия украла. Они призвали ливанские власти арестовать корабль. Москва назвала обвинения «ложными и безосновательными». Ливанский генеральный прокурор стал на сторону Кремля и провозгласил, что 10 тысяч тонн ячменя и пшеничной муки не были украдены. Судну разрешили разгрузиться.

Но расследование Associated Press совместно с телеканалом PBS обнаружило, что принадлежащий Сирии корабль Laodicea участвует в сложной операции России по контрабанде. В этой операции используются сфальсифицированные декларации и уловки в море, чтобы украсть украинское зерно на минимум 530 миллионов долларов. Деньги Владимир Путин потратил на свою военную машину.

Журналисты AP использовали спутниковые снимки и данные морских радиотранспондеров, чтобы отследить передвижение трех десятков кораблей, совершивших более 50 рейсов для перевозки зерна из оккупированных российской армией частей Украины в Турцию, Сирию, Ливан и другие страны. Также журналисты изучили декларации о грузах, искали сообщения в социальных сетях и проводили интервью с фермерами, перевозчиками и представителями компаний, чтобы разоблачить детали масштабной контрабанды украинского зерна.

Воровство, по мнению юристов, можно потенциально квалифицировать как военное преступление. Ее провели богатые бизнесмены и государственные компании из России и Сирии. Некоторые из них уже под санкциями США и ЕС. В то же время российская армия атаковала фермы, элеваторы и порты под украинским контролем с помощью артиллерии и воздушных ударов, уничтожая продовольствие, заставляя цены расти и сокращая поток зерна из Украины.

«Россияне имеют абсолютную обязанность позаботиться, чтобы гражданские не были лишены возможности заработать на жизнь и прокормить себя. Это было чистое ограбление и мародерство, уголовное правонарушение, согласно международному военному праву», – сказал прокурор Дэвид Крейн, принимавший участие в многочисленных расследованиях международных военных преступлений.

Зерно и мука на борту 138-метрового судна Laodicea, скорее всего, были из Мелитополя, который Россия оккупировала в первые дни войны. 9 июля в социальных сетях появилось видео, на котором поезд подъезжал к Мелитопольскому элеватору. На зеленых вагонах можно было увидеть название российской компании «Агро-Фрегат». Большие желтые буквы были размещены рядом с логотипом в форме снопа пшеницы. Через неделю после этого представитель российской оккупационной «власти» Андрей Сигута провел пресс-конференцию, на которой заявил, что зерно «обеспечит продовольственную безопасность» оккупированным Россией регионам Украины. И что его администрация «оценит урожай и определит, какое количество выставить на продажу». Пока он говорил, вооруженный солдат стоял на страже у грузовиков, из которых разгружали пшеницу у мельницы. Оттуда работники выносили белые мешки с мукой, похожие на приехавшие в Ливан на борту Laodicea через несколько недель.

15 сентября правительство США ввело санкции против Сигуты и четырех других представителей российской оккупационной «власти». Все они руководили воровством и экспортом украинского зерна. Мэр Мелитополя Иван Федоров сказал AP, что оккупанты вывезли большое количество зерна из региона по железной дороге и грузовиками в порты России и аннексированного Крыма. Видео, которые появлялись в социальных сетях за последние месяцы, доказывают, что происходил постоянный поток грузовиков в южном направлении через оккупированные регионы Украины. На грузовиках была нанесена буква Z, которую Россия использует как символ в войне против Украины. Вагоны компании «Агро-Фрегат» были зафиксированы в Феодосийском порту. Спутниковые снимки свидетельствуют о том, что здесь зерно из грузовиков и вагонов переносили на корабли.

Кремль отрицал, что он ворует украинское зерно. Но государственное информационное агентство ТАСС сообщило 16 июня, что зерно перевозят в Крым. И поэтому на пропускных пунктах, установленных на административной границе между материковой частью Украины и полуостровом, образовались длинные очереди. ТАСС также сообщал, что зерно из Мелитополя прибыло в Крым. И будут дополнительные грузы, предназначенные для клиентов на Ближнем Востоке и в Африке.

11 июля спутниковые снимки зафиксировали, что судно Laodicea пришвартовано в Феодосии. Транспондер корабля был выключен, а его грузовые отсеки – открыты. Их заполняли белым веществом из выстроившихся в очередь грузовиков. Через две недели после того, как корабль Laodicea зашел в ливанский порт Триполи, утверждалось, что зерно на борту якобы происходило из небольшого российского порта на другой стороне Черного моря. Журналисты AP смогли получить копию декларации о грузе, в которой говорится, что зерно якобы было с Кавказа. В документе сказано, что груз – это «10 тысяч тонн российского ячменя и российской муки в мешках». Отправителем выступала компания «Агро-Фрегат», а покупателем – компания Loyal Agro, оптовый продавец агропродукции со штаб-квартирой в Турции.

Представитель турецкой компании сообщил, что она приняла 5 тысяч тонн муки. А остаток груза отправился в Тартус в Сирии.

«У нас было соглашение с Россией. Мука пришла из России. Если бы эта мука была крадена, тогда ливанские власти не позволили бы ее импортировать», – сказал пресс-секретарь Loyal Agro Мухаммед Кума.

Но судно Laodicea не могло получить свой груз на Кавказе, как указано в декларации. Потому что местные порты слишком мелкие для корабля, которому нужно более 8 метров глубины, чтобы не сесть на мель. Порт "Кавказ" способен принять суда, которым нужно не больше 5,3 метров. Порт в Феодосии вдвое превышает потребности Laodicea. Судно принадлежит компании Syriamar Shipping Ltd, контролируемой правительством Сирии. Этот перевозчик имеет еще три таких грузовых судна и с 2015 года находится под санкциями США из-за связей с режимом сирийского президента Башара Асада. Журналисты AP обнаружили, что Laodicea и два других корабля – Souria и Finikia – совершили 10 рейсов от украинского побережья в порты Турции, Сирии и Ливана.

Другая компания, участвовавшая в краже зерна в Украине – это «Объединенная судостроительная корпорация», государственный оборонный подрядчик, строящий боевые корабли и субмарины для ВМС РФ. В апреле компания и ее руководство попали под санкции США за производство оружия, которое используется в войне против Украины. «Объединенная судостроительная корпорация» через свою «дочку» Crane Marine Contractor купила три грузовых судна за несколько недель до того, как Путин начал вторжение в Украину. Это было необычно для фирмы, постоянно занимавшейся поставкой тяжелых платформ для нефтегазовой промышленности. Три купленных судна выполнили по меньшей мере 17 рейсов из Крыма в порты Турции и Сирии. В середине июня спутниковые снимки зафиксировали 170-метровый грузовой корабль "Михаил Ненашев" в зерновом терминале Авлита в Севастополе. Его транспондер был отключен. Экипаж включил передатчик через два дня после того, как судно уже было в Черном море. 25 июня оно зашло в порт Дертйол в Турции. Эксклюзивное видео, которое нашли журналисты AP, доказывает, что через два дня после этого «Михаил Ненашев» был пришвартован на пристани, принадлежащей металлургической компании MMK Metalurji. Здесь краны перегрузили пшеницу с корабля в грузовики, уехавшие в неизвестном направлении.

Компания MMK Metalurji – это турецкое дочернее предприятие российского «Магнитогорского металлургического комбината», который контролирует российский миллиардер Виктор Рашников, приближенный к Путину. Рашников и его компания оказались под санкциями США, ЕС и Великобритании за финансирование и обеспечение техники для российской войны против Украины. Отвечая на запрос AP, турецкая компания отмечала, что зерно было из России.

«Согласно таможенной декларации и письменной декларации, которую поставщик предоставил нам, было указано, что отгрузка произошла в порту Кавказ», – подчеркнули в компании.

Как и Laodicea, «Ненашев» слишком большой корабль, чтобы его загружали в указанном порту. Ами Даниэль, исполнительный директор компании Winward, занимающейся анализом морских данных, сказал, что когда корабль отключает транспондер, это красный сигнал, говорящий о незаконной деятельности. Он также пояснил, что контрабандисты часто фальсифицируют декларации о грузах, а также таможенные декларации, чтобы скрыть реальное происхождение товаров.

«Сфальсифицированные документы – это тактика, которую используют злоумышленники, чтобы скрыть происхождение товаров, которые они транспортируют, чтобы избежать санкций, провезти запрещенные товары или ради других преступлений», – сказал Даниэль, ранее служивший в ВМС Израиля.

Рашников, чье состояние оценивается в 10 миллиардов долларов, похоже, ожидал, что против него введут санкции. За несколько дней до начала вторжения в Украину в феврале его 140-метровая яхта под названием Ocean Victory отправилась из Дубая на Мальдивы, правительство которых не присоединилось к западным санкциям. Экипаж Ocean Victory выключил транспондер первого марта. С тех пор яхта стоимостью 300 миллионов долларов не появлялась на радарах.

С начала вторжения глобальные цены на зерно сильно выросли, что только увеличило доходы российских контрабандистов. В то же время, это привело к тому, что директор продовольственной программы ООН Дэвид Бизли 15 сентября назвал «цунами голода», которое ударило по меньшей мере по 345 миллионам человек. Самим украинцам вряд ли грозит голод. Но российская война задушила украинский доход от экспорта. В 2021 году Украина получила от экспорта пшеницы, кукурузы и растительного масла 5 миллиардов долларов. В основном покупатели происходили из Ближнего Востока, Африки и Азии. Высокие цены на продовольствие не помогли украинским фермерам на оккупированных территориях, которых заставляли продавать свой урожай российским компаниям за полцены, - рассказал мэр Мелитополя Федоров. Если фермеры отказывались, россияне просто отбирали зерно, не заплатив вообще ничего.

Украинский аграрный холдинг HarvEast сообщил, что Россия украла не менее 200 тысяч тонн зерна. По словам исполнительного директора Дмитрия Скорнякова, из-за этого его компания потеряла около 50 миллионов долларов. Он рассказал, что его работники в оккупированном Мариуполе видели, как зерно вывозится за границу в Россию.

«Чтобы украсть, они просто везут его в Ростов и Таганрог, небольшие российские порты, смешивают с российским зерном и говорят, что все это российское зерно», - пояснил Скорняков.

Спутниковые снимки и данные транспондеров свидетельствуют, что к большим грузовым кораблям у российского побережья подходили меньшие суда с зерном из крымских и российских портов, скрывая реальное происхождение груза. Затем крупные корабли везли смесь в Египет, Ливию, Ирак и Саудовскую Аравию.

Турецкая компания Yayla Agro, занимающаяся производством готовых к употреблению продуктов, признала, что купила 8,8 тысячи тонн кукурузы, которую доставило российское судно «Федор» в турецкий порт Бандирма 17 июня. Груз стоил 2,7 миллиона долларов. Компания отрицает, что купила украденное зерно из Украины, настаивая, что в документах было указано о его отгрузке в российском порту «Кавказ». Но спутниковые снимки за 12 июня свидетельствуют, что «Федор» в действительности загрузили в Севастополе. Yayla Agro также купила 7 тысяч тонн кукурузы, привезенных российским кораблем «Св. Николай» 24 июня. Спутниковые снимки говорят, что за шесть дней до этого судно загружали в Севастополе, хотя в документах традиционно написано о «Кавказе».

AP пишет, что роль Турции в краже украинского зерна особенно чувствительна, поскольку эта страна НАТО сыграла немаловажную роль в переговорах между Киевом и Москвой о разблокировании украинского экспорта продовольствия. Однако есть признаки того, что правительство Турции и само получало украденное зерно из Украины. AP и PBS обнаружили рейсы из Крыма в Турцию, которые выполнили суда «Михаил Ненашев», Laodicea и Souria. Эти корабли были пришвартованы возле элеваторов, управляемых «Турецким зерновым советом», правительственной организацией, которая импортирует и экспортирует зерно, а также другую агропродукцию. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сказал в июне, что его страна не обнаружила никаких признаков кражи.

«Мы получаем такие утверждения. Такая информация поступает иногда от украинской стороны. Мы относимся к ней очень серьезно и тщательно расследуем… Проведя наше расследование о происхождении товаров, портов и кораблей после заявлений о Турции, мы увидели, что в записях по стране происхождения указана Россия», – объяснил турецкий дипломат.

AP пишет, что, несмотря на записи в документах, контрабанда украинского зерна продолжается. Судно «Матрос Кошка» компании Crane Marine Contractor отправилось на прошлой неделе в северную часть Черного моря. Заявленный пункт назначения – порт «Кавказ». Но на своем пути корабль выключил транспондер. Спутниковые снимки, сделанные в минувший четверг, доказывают, что 161-метровое судно на самом деле пришвартовано в зерновом терминале Севастополя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме